ЮРИЙ БЕЛИЛОВСКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ислам
Этот раздел (как и все последующие) написан у меня совсем примитивно. Во-первых, эти религии более трудны для меня в восприятии, а во-вторых, у меня и материала было значительно меньше. Там иногда попадались газетные статьи, а по этим религиям – только одна не очень подробная книга «Мировые религии».
В аравийской пустыне кочевали арабские племена. К 6-7 веку н.э. они находились на уровне развития, равном примерно временам Моисея. Обычаи кровной мести, убийство новорожденных девочек (чтобы уравнять по количеству с мальчиками)... Вера арабов походила на веру многих других племен: они признавали Аллаха, стоявшего над отдельными людьми и народами. В то же время почитались многочисленные духи и боги природы.
Корень слова Аллах – «Ал» - тот же, что и древнееврейский «Эль» - Бог. Праотца Авраама (Ибрагима) арабское предание считает своим предком (через его сына Измаила).
В Мекке протекала река Земзем, из которой ангел напоил Измаила вместе с его матерью Агарь, служанкой, изгнанной из дома Авраама. В обломках скалы неподалеку находится место Авраамово, там Авраам учил старшего сына молиться Богу.
Идеи иудаизма и христианства были сложны для народов пустыни. Появились ханифы, призывавшие отказаться от племенных богов и поклоняться только одному Аллаху, хотя его требования были очень туманны.
Основатель ислама принадлежал к торговому роду Хашим, владевшему Меккой. В 25 лет приказчик Мухаммед женился на своей хозяйке Хадидже. Ежегодно он уходил в пустыню, где погружался в глубокое созерцание. Во сне кто-то сильно сдавил его и приказал: «Читай!». Он воспринял это как повеление Бога дать арабам книгу, сравнимую с книгами иудеев и христиан. Коран – это «Чтение», это «Книга».
Первое, что понял Мухаммед, это истина о единстве мира: «Если бы в мире было много богов, его разрушение было бы близко» (Коран). В понимании Мухаммеда единственный закон означал прекращение вражды – мир.
В первых выступлениях в Мекке Мухаммед с большим уважением относился к иудаизму и христианству, а последователи его молились, обернувшись лицом к Иерусалиму.
На себя Мухаммед смотрел очень трезво: «Я такой же человек, как и вы. Я только получил откровение, что Бог ваш есть Бог единый».
Прежние пророки творили чудеса, но верующие их всё-таки убивали. Мухаммед совершил переход от обрядовой морали к внутреннему голосу совести. Этот голос выступил против морали общества: кровная месть, побивание грешников камнями т т.п. Вредить кому-нибудь другому – это вредить себе, своей душе.
Важнейшая заповедь Аллаха – милосердие.
Выбор между раем и адом отражал идею свободы человека и его ответственности за свои поступки: человек разумен, а потому отвечает за всё. Разум означает ответственность.
Задачи Мухаммеда были близки задачам Моисея.
Год за годом Мухаммед пытается обратить своих земляков терпением, выдержкой и страстным убеждением. Мекканцы не признавали его учения и если и не убивали, то лишь потому, что опасались кровной мести.
Мухаммед ожесточился на неверных и замыслил объединить племена, враждебные Мекке. Он ведет проповеди даже среди племен, исповедующих иудаизм. Набрав какое-то количество последователей в ясрибской (Медина) общине, он совершил торжественный обряд вступления в нее и выход из общины курейшитской. Община обязалась защищать Мухаммеда с оружием в руках (клятва мужей). Так ислам превратился в общину верующих, организованную наподобие племени.
Бегство Мухаммеда в Ясриб (622 г.) стало началом нового исламского летоисчисления. Ясриб стал называться Мединой (город пророка). Там основан первый дом мусульманской молитвы – мечеть. Мухаммед написал устав, положивший начало исламу: все верующие – единый народ. Правоверные защищают друг друга с оружием в руках. Все спорные вопросы разрешает Мухаммед. С неверующими и исповедующими иудаизм – союз. Получилось маленькое теократическое государство с Мухаммедом во главе. Он - посланник Божий. После смерти Мухаммеда его дело продолжили два его заместителя – первые праведные халифы (халиф - заместитель). Учение Мухаммеда обрело авторитет. «Не нападайте первыми. Бог ненавидит нападающих».
Когда-то спасался в Эфиопии, а потом, окрепнув, вел войны с иудеями и христианами.
Место единого Бога постоянно занимает единый и обязательный для всех пророк.
Изменили киблу – сторону, в которую смотрит молящийся.
«Муслим» (верный) – стало относится только к последователям Мухаммеда.
Призывы к единству и миру сменились призывами к джихаду – священной войне. Со временем, когда ислам распался на направления, война между ними тоже стала джихадом.
В сурах, сочиненных в Медине, бледнеет и гаснет поэтическое вдохновение Мухаммеда, и он превращается в мудрого Государя. Он создал мировую державу, где установил единобожие.
Шииты – сторонники халифата – потомков Мухаммеда.
Сунниты – сторонники выборности халифов (их большинство).
Ислам прекратил внутренние распри, обеспечил не только военное, но и духовное единство кочевых народов.
Сила ислама – в его близости племенному сознанию. Ислам требует:
- повиновения;
- пять раз в день молиться,
- поступать так – не поступать так...
Культура ислама – это синтез культур Средиземноморья, Ирака, Индии...
Суфизм – мощное духовное движение. Его корень – чувство вечности, а не то, что приносит и уносит время. Ощущение реальности Всевышнего переполняло блаженством, превосходящим все земные мерки: ему не нужны никакие земные блага. В 9 в. крупнейший мыслитель аль-Газали превратил умеренный суфизм в строгую философскую систему. Таким образом возник официальный суфизм и суфические полумонашеские объединения. Дервиши получили право оставить послушание и вернуться к семье.
Очень много говорится о любви. Любовь к женщине сливается с любовью к Аллаху. Это очень близко к христианским «нищим духом». Божий дух – не предмет поклонения среди праведников, а их суть.
Христианство и ислам начинались по-разному. Но в каждой религии постепенно складываются строгие правила, основанные на боязни ада, свой джихад (у христиан - крестовые походы), рыцарские ордены. Повсюду религии делятся на секты и течения. Повсюду господствует буквальное понимание Сященных Книг (Библия, Коран). Повсюду только немногие пробиваются к поэзии и философии этих книг, не давая поработить себя букве.
Индуизм
Индуизм – это религия сегодняшней Индии, но религия эта уходит корнями в очень глубокую древность. Она не похожа ни на греческие мифы, ни на христианские рассказы о сотворении мира. Это бессистемные сборники гимнов. «Эта религия, хотя ее нередко использовали как опиум для народа, не всегда была такой» (Р.Тагор).
Эти гимны не похожи на заповеди, это скорее коллективный отклик народа на чудо бытия. Риши (2-3 тыс. лет до н.э.) – это поэты-священники. Они влюблены в жизнь, и она для них – непрерывное чудо.
Дети обладают необычайной яркостью чувств, остротой и полнотой мироощущения. Нужно не нисходить до них, а подняться на цыпочки, чтобы до них дотянуться. Эти слова применимы и к детству человечества.
Несмотря на первую похожесть на греческих богов, боги «перепутываются» и даже переходят друг в друга. Они есть и их нет в одно и то же время. Но это не многобожие.
Лики богов – лишь мелькающие образы, а суть едина, очень похожа на Сущего. Индия сохранила своеобразие: восприятие жизни в образе хоровода, в котором общие образы (отдельные фигуры) не могут быть вырваны из целого. Высший образ – Бог – мыслится одновременно и единым, и многообразным. Выразить это словами нельзя – сразу много знаков и намеков. Истина одна, это мудрецы называют ее разными именами. Большинство гимнов посвящено Индре – богу княжеской дружины.
Совершенно особая роль бога огня – Агни. Этот бог бессмертен, но он показывается людям. Зажженные огни – это те же зори, звезды, солнце – знамение зорь. Человек обладает великой силой – он может возжигать огонь (видимый и невидимый). Со временем Агни – это невидимый внутренний огонь, пламя без дыма.
Увеличивается роль жреца. Он уже монополист духовного творчества. Жрецы выделяются в особую группу, варну брахманов. А нарушители кастовых знаков – низшая ступень общечеловеческой лестницы – неприкасаемые. Брахманизм – это стремление к замкнутой религии жрецов. Эта религия закрепляет кастовый строй. Верность своей касте – главный ее принцип.
Постепенно место хоровода занимает праздник - праздник, который всегда с тобой. Создаются Упанишады – книги с рассуждениями о смысле жизни. Здесь нет бессмерия индивидуальной жизни, но смысл жизни – бессмерие. Бессмертен и человек. Достигший его побеждает смерть – становится свободным от страха смерти. Учение возникло в первом тысячелетии до н.э.
Буддизм
Гаутама – основатель буддизма. Он наследник небольшого царства. По одному из преданий он ушел из дома и стал нищенствующим аскетом. По преданию Гаутама (Будда) приучил себя питаться одним конопляным зерном в день. Будда – это просветленный.
Главный принцип нового учения – принцип свободы. Никакой авторитет не должен становиться между учеником и учителем, даже авторитет Будды. Ученик должен открыть истину сам и только сам: «Будьте сами своими светильниками».
Первая (Бенаресская) проповедь Будды:
- Всё сущее болезненно, несовершенно.
- У этой болезненности есть причина.
- Причина может быть устранена.
- Есть путь к этому устранению.
Учение изложено не как миф, а как стойкая логическая теория, доступная каждому человеку: «То, что вообще должно быть высказано, должно быть высказано ясно, а о том, что нельзя сказать ясно, надо молчать». «Широта и гибкость буддизма не в том, что и как сказал, а в том, что самое главное он не сказал» (Будда). Не стоит говорить человеку о том, что он пережил. Главное – подвести к переживанию ценности бытия.
В рамках буддизма сложились психологические и логические теории, сохранившие до сих пор важную роль для науки. Буддийская нирвана – блаженство, к которому ведет срединный путь не только между аскезой и распущенностью, но и между интеллектом и поэтическим чувством.
Будда всю жизнь провел среди людей, радуя и трогая сердца.
- Никаких мыслей о бессмертии и воскресении (как в христианстве),
- Никакой помощи извне не будет,
- Человек должен стать лицом к лицу с реальностью,
- Никакие несчастья не случаются с теми, кто не привязан к имени и форме (Джаммапада),
- Сила свободного человека во внутренней гармонии,
- Где исчезает желание уничтожить, там прекращаются страдания,
- Я называю брахманом того, с кого и ненависть, и страсть, и гордыня слетают легко,
- Надо ждать не продления жизни, а её преображения,
- Судьба каждой души – следствие её кармы – Закон воздаяния,
- Метемпсихоз – переселение души. Каждое новое тело предопределено кармой – заслугами или грехами жизни предыдущего,
Притчи и сказки о предыдущих перевоплощениях Будды – Джатака.
Спор буддизма с индуизмом
Буддизм и добуддистская мораль соотносятся примерно как Новый и Ветхий Заветы.
Индуизм исходит из того, что мир сложился раз и навсегда без какого-нибудь сдвига к лучшему. Добро и зло, любовь, войны – это неизменно. Верность кастовой морали поддерживает общество в каком-то равновесии.
Желание давать более естественно, чем желание брать. Общество же устроено не так и неизвестно, как его перестроить.
А буддизм обращается к каждой личности, минуя касты: «Не убивай, даже если ты из касты воинов, не воруй, даже если ты из касты воров. Нет в мире силы, которая могла бы тебе помешать стать человеком». Будда будущего должен прийти и утвердить любовь на земле (это за 800 лет до Христа). Но практически буддизм ограничивается монастырем, где все монахи равны.
Брахманство – враждебная буддизму общественная группа (как Ветхий Завет). Несмотря на некоторое смягчение, буддизм всё же требует исполнения некоторых кастовых обязанностей.
Кришна и Рама – сопоставимы с христианской Троицей. Человек не отвечает за то, что он создан человеком (как тигр создан тигром). Не действовать нельзя. Но делая зло, не становись злым. Будь марионеткой: тебя дергают за нитку – подчиняйся. Чей разум не запятнан, тот, даже убивая, не убивает.
Буддизм разработал символ полного преобразования мира: Тигр говорит Будде: «Не я создал тебя таким. А если ты такой добрый, накорми меня». Будда отдает тигру себя. Те, которые предпочитают скорее быть убитыми и распятыми, чем делать это самим, кладут основу новому мировоззрению.
Дважды буддизм становился чем-то вроде государственной религии Индии (3 в до н.э. и 1-3 века н.э.), но старая традиция, изменив под влиянием буддизма свои формы, вернулась. Буддисты включили в свой культ индуистские праздники, стали отмечать день рождения Гаутамы.
Индуизм только выиграл: соперничество с буддизмом заставило его развиваться. Индуизм – религия, имеющая основным принципом верность культурной традиции. Имеет много лиц.
Буддизм – религия авторская. У нее одно лицо, один образ.
Индуизм возможен с одним из образов. Буддизм без Будды невозможен, как христианство без Иисуса Христа.
Но Будда не стал всенародным идеалом. Он остался непонятен простому человеку. Индуизм восполнил это красивыми образами.
Современный индуизм – это религия великолепных храмов, выразительной скульптуры, захватывающих шествий. И в этом он заново утверждает старую кастовую мораль: господствующее положение в обществе брахманов и бесправие неприкасаемых.
А буддизм продолжал существовать в Южной и Восточной Азии. Но в каждой стране своя история и судьба буддизма.
Примерно с 5 века н.э. в Индии расцветает тантризм – учение о связи плоти и духа.Он более всего связан с культом Шивы. Более мягкие формы приобретает культ Вишну – любовь и праздник сосуществуют здесь.
Самый любимый образ средневековой Индии – Кришна (он рос с пастухами, влюбленный в Радху). Когда Кришна берет в руки флейту, вся природа начинает танцевать, подчиняясь чародею. Даже глубоко скрытая скорбь становится светлее.
До сих пор в Индии остались более 70 млн. неприкасаемых. Им запрещено пользоваться общими колодцами, ходить по правой стороне, посещать храмы. Все эти запреты в республиканской Индии отменены, но в сельской местности фактически остались. В 19 и 20 веках было несколько попыток реформировать индуизм, но безрезультатно.
Вся история человечества учит, что создатель божественных образов, создатель икон – само человечество.
Дзэн-Буддизм
В 6 в до н.э. Лаоцзы писал: «Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное, когда узнают, что добро является добром, появляется и зло».
Дзэн пытается установить связь отдельного человека с миром. Дзэн отбрасывает узду, дает волю естественным порывам. Нет противостояния добра и зла. Это может быть достигнуто в сосредоточенном, отрешенном созерцании.
Буддистская вселенная – это дхарма.
Дзэн – медитация: Вдуматься в короткий текст – раз, мечтая о глубоком. По-русски – глубокое созерцание, погруженность в созерцание. Но это не просто созерцание, это глубокое, очень трудное для человека созерцание. В жизни последователей дзэн такие минуты (по-японски сатори) бывают чаще. Дзэн – это образ жизни, открытый сатори. Это стиль жизни, ведущий к изменению сознания, к приятию целостности мира.
С 6 по 20 век дзэн сохраняет постоянное ядро: упор на непосредственный опыт, никаких обещаний будущей жизни... То, что может быть достигнуто, должно быть достигнуто сегодня, сейчас.
Все секты дзэн пренебрежительно относятся к книгам. Истина – созерцание. Она не в словах и книгах, но по ту сторону слов. Её нельзя выучить, но нужно пережить.
Дзэн не терпит системы и преподается в виде коротких притч.
Первая ступень – наивный реализм: всё, что можно пощупать руками, реально.
Вторая ступень – погруженность в абстракцию: единое целое. Только единое есть, многое – не существует.
Система педагогики: тот, кто сравнился с учителем, достиг лишь половины учительской силы. Только тот, кто превзошел учителя, может быть его наследником.
Записи поучений старцев называются юйлу – это проповеди, беседы, реплики.
Канон дзэн – это канон внутреннего состояния без всяких внешних рамок. Физические упражнения – это тоже часть ритуала.
Монастырские сады в Японии – это произведение искусства. Сильное эстетическое впечатление дзэнисты воспринимают как религиозное. С дзэн тесно связан сдвиг в китайской пейзажной живописи периода монголов и в японской периода Муромати (15-16 в.в.).
Поле дзэнской культуры не ограничивается живописью и скульптурой. Она проникает во все сферы жизни в доме, в саду. Особенно это видно в чайной церемонии. И этот обряд не привязан к редким событиям, он органически входит в повседневность. Чайная церемония берет начало в китайских монастырях. Принципами ее стали: церемония, благоговение, чистота и покой. Не постройки, а именно сад – вклад дзэн в архитектуру. Долгое время дзэн оставался совершенно неизвестным на западе.
Дзэн – это сущность христианства, буддизма, культуры... всего того, что хорошо в повседневной жизни обычных людей. Стержень дзэн – это канон внутреннего состояния, остающийся неизменным при всех переменах. Это верность вечному при открытости всем переменам.
20 век: Кришнамурти, Раджниш, Чинмой, бахаизм...
С запада на восток шли наука, теология, право и политика. С востока на запад – культура созерцания, прислушивание к тишине, отказ от резкого деления на черное и белое.
Джидду Кришнамурти уже в раннем возрасте обнаружил склонность к переживаниям, видениям, экстазу, трансу. В 1912 году философы признали его мессией. В январе 1927 г. он почувствовал, что между Буддой и ним нет разницы: «Я истина, я закон, я избавление, я пастырь, друг и возлюбленный». В своих видениях прошел сквозь Будду – образ рассеялся. «Нет никакого бога кроме человека, ставшего совершенным»... «Просвещение – это это открытие истинной ценности каждой вещи». Умер в 1986 г. Это были годы возрастающей популярности.
Раджниш с большим почтением относился к Кришне, но видел у него недостатки: неумение передать ищущим свое понимание жизни. Его программа – найти общий язык с массами, не находящими твердой опоры в традиционных религиях.
Кришна всегда серьезен, а Раджниш играет с читателем. Он поочередно становится на позицию то христианства, то иудаизма, то буддизма и каждый раз доказывает превосходство этого над всеми другими.
Тантризм – имел и буддистское, и индуистское воплощение.
20 век дал несколько попыток эсперанто (религиозного) – попытка создать синтетическую общую веру.
Мировые религии охватили не весь мир, а определенные регионы. Всякая религия начинается с откровения, а в истории удерживается лишь то, что отвечает на вызов времени.
Ади Грантх – священная книга стихов сикхов, написанная не хуже других книг. Но сикхизм остался религией одной провинции.
Бахаизм
Бахаизм – стоит несколько особняком. Это европеизированная комополитическая религия, но корни ее в еретических движениях Ирака.
19 в. – первой была ересь бабитов. «Баб» - ворота, дверь – титул заместителя шиитского имама, преемника халифа Али, которого шииты считают святым. В 10 в. последний имам скрылся, оставив «дверью» одного из последователей. В 11 в. «двери» исчезли, но осталась вера, что имам по воле Аллаха живет, и дверь к нему когда-нибудь откроется.
По учению Баха – Али-Бог в каждую эпоху воплощает свою волю в новом пророке.
Задача пророка – объединить людей.
Авраам – объединил племя.
Моисей – объединил народ.
Мухаммед – объединил нацию (единство мусульманского мира).
Иисус – очистил души своих приверженцев, но осталась задача – освятить человечество в целом.
Это (как они считают) выпало на долю бахаистов. Впрочем, Баха Али не последний пророк. Через тысячу лет придет новый. Имам, вернувшись к людям, не даст новых откровений, но так истолкует всё прежнее, что исчезнет вражда между народами Книги.
Послесловие
(по разделу "О религиях")
Закончил писать о религиях. Далеко не всё одинаково как по понятности, так (даже) и по количеству написанного.
Богопознание - есть прежде всего самопознание. И здесь, признаюсь, у меня совсем слабо: с одной стороны, в голове в своё время были уложены совершенно другие понятия; с другой – эта голова сейчас в таком состоянии, что ничего нового в неё не ляжет. Отсюда: у меня не вера и даже не познание, а простое (зачастую даже бездумное) переписывание. И что самое обидное, в памяти моей остается мало (даже от переписывания и многоодноразового прочтения).
Несколько понятий:
Многообразие религий – отражает различные фазы развития и уровня богопознания.
Земные церкви оспаривают право на абсолютное владение истиной.
Религия (не христианство, иудаизм.., а вообще религия) – это преломление бытия в сознании людей. Религия была решающим фактором во многих исторических движениях.
Писание не претендует на научное изображение конкретного хода миротворения.
Крест стал символом христианства только после распятия Иисуса Христа. До этого он был только орудием казни (как виселица или плаха).
Религия (лат. «связывать») – сила, связующая миры, мост к Духу Божию.
Наука и религия – два пути познания реальности. Призваны способствовать продвижению человека к истине.
Связь науки и религии: Религия дает человеку осознание, для чего он живет.
Атеизм – отход от религии. Отход от христианства, во всяком случае, имеет три причины:
- Христианство находилось в центре урбанизации, которая наносила большой ущерб духовной жизни;
- Ошибки руководителей церкви. Извращение подлинного духа религии;
- Человек как «мера всех вещей» был возведен в ранг божества.
А теперь краткая суть каждой религии в отдельности.
Иудаизм
Еврейские мудрецы определяют иудаизм словами: «Не сделай другому того, чего не пожелаешь себе. В этом вся суть иудаизма. Остальное комментарии».
1. Тора (Пятикнижие): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
2. Невиим (Пророки): 8 основных и 13 малых пророков.
3. Ктувим: Писания, псалмы, притчи Соломоновы.
4. Мишна: Устный Закон – Талмуд Вавилонский, Талмуд Иерушалаимский и др. (всего семь добавлений). Всё это объединено в Ветхий Завет. В Ветхом Завете рассказано, как Бог сотворил Вселенную, о грехопадении человека, о пророках. Туда входят псалмы – древние песнопения и др.
Иудаизм, несмотря на некоторый консерватизм и усиленную обрядовость, помог евреям в тысячелетних скитаниях сохранить себя как народ. Всё это время евреи молились не в сторону ближнего храма, как христиане, не на восток, как мусульмане, а в сторону Иерусалима. Иудаизм исповедуют 15 миллионов человек.
Христианство
Иисус Христос раскрыл сущность христианства словами: «Первая и наибольшая заповедь – возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим».
Вторая наибольшая заповель: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»... И добавил: «На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
В Новом Завете говорится о рождении и жизни Иисуса Христа, о его учении, смерти и воскресении. Содержатся Послания Апостолов и Откровения – описание того, что случится, когда наступит конец мира.
Учение Иисуса Христа называется Евангелие (Благая весть – греч.). Бог послал на землю сына своего Иисуса Христа, чтобы он принес искупительную жертву, приняв смерть за грехи людей и указав истинный путь жизни. Новый Завет состоит из 27 книг или частей и делится на:
- Четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
- Деяния Апостолов.
- 21 Послание.
- Откровения Иоанна.
Христиане: католики, лютеране, протестанты, православные, баптисты, адвентисты, субботники, пятидесятники. Христианство исповедуют 1184 млн. человек.
Ислам
Пророк Мухаммед воспринял как Божие повеление дать арабам Книгу мироздания (Кара’а – араб. – книга, чтение). Согласно иудейским данным, арабские народы произошли от Адама и Агарь. Первое, что понял Мухаммед – это истина о единстве мира.
Мухаммед на первых порах не отвергал христианство и иудаизм.
Мечтал о великом справедливом арабском государстве.
С 622 г. центром ислама становится Ясриб, переименованный в Медину. Это начало нового арабского летоисчисления.
Все верные – один народ.
Возникло маленькое теократическое государство. Во главе его – Божий посланник Мухаммед и два его помощника – халифы.
Признавал только оборонительную войну: «Не нападайте первыми».
Усилился личный авторитет Мухаммеда.
Вместо племени складывается мировая религиозная община.
Сила ислама в его близости к племенному сознанию. Он требует только повиновения.
Коран – в тот период был запрещен к переводу, а это объединяло кочевые племена и целые народы на базе арабского языка.
Ислам исповедуют 576 млн. человек.
Индуизм
Истоки уходят в очень далекую древность. Первые священные книги – это сборники гимнов.
«Эта религия, хотя ее нередко использовали как опиум для народа, не всегда была такой» (Р.Тагор).
Легко запутаться в богах: они смешиваются друг с другом, переходят друг в друга, но это не многобожие. «Истина одна. Это мудрецы называют ее разными именами».
Веды – названия книг (создавались в течение двух тысяч лет).
Индия делится на много каст, но положение их не всегда определенное, хотя верхние – брахманы, нижние – неприкасаемые.
Религия брахманов закрепляет кастовый строй. Верность свадхарме (верность своей касте) становится её главным принципом.
Атман – твроческая суть души: можно потерять все вещи, но душа жива и глубока, она вновь создаст их.
В учении нет никакого бессмертия индивидуальной души. Но смысл жизни бессмертен.
Индуизм исповедуют 518 миллионов человек.
Буддизм
Будущий Будда, сын царя, ушел из дома и стал нищим аскетом. Однажды в нем произошло внутреннее открытие – открытие смысла мира.
Моисей и Мухаммед говорили, что они видели Бога. Иисус сказал, что он – одно с Отцом.
Гуатама – Татхата – абсолютная подлинность. Он чувствовал себя просветленным – Буддой.
Главный принцип нового учения – принцип свободы. «Никакой авторитет не должен становиться между учеником и истиной. Даже авторитет Будды».
Две крайности, которых должен избегать человек:
- Страсти, свойственной человеку непросвещенному,
- Самоистязания.
Буддизм предполагает средний путь:
- «То, что вообще должно быть высказано, должно быть высказано ясно, а о том, что нельзя сказать ясно, надо молчать»,
- «Человеческий дух так глубок, что и перед лицом смерти он не теряет главного – того, что он любит – в этом смысл жизни».
Буддизм исповедуют 300 миллионов человек.
Спор буддизма с индуизмом.
Основные идеи буддизма мало чем отличаются от идей индуизма, изложенных в Упаншиадах. Просто буддизм облек их в плоть и кровь, породил новую мораль (это как Новый и Ветхий Заветы).
Индуизм требует неизменности форм (кастовость).
Буддизм – просвещенный человек может победить это старое.
Основными противниками буддизма были брахманы – высшая каста (арии – это отсюда).
Появилось множество учений, не отвергающих, а смягчающих буддизм (что-то вроде добрых отношений между кастами).
Кришна – богочеловек, победивший демонов. «Важно не то, что ты сделал, а сколько любви, ненависти или бескорыстия ты вложил в своё дело.
В Индии до сего времени осталось более 70 млн. неприкасаемых.
Дзэн-буддизм
Дзэн – это не просто созерцание. Это обращенное созерцание. Истина – это созерцание. Она не в словах и книгах. Она по ту сторону слов. Её нельзя выучить, а нужно пережить. Чем больше сомнений, тем больше простветления. Всё это в монастырях, но многое и в быту: занятие спортом, разведение садов, букеты, чаепитие и др.
Далеко не всё, что относится к религии, я записал (даже поверхностно). Совсем не затронул конфуцианство (исповедуют 300 млн. человек), шинтоизм – впервые слышу (61 млн.), даосизм – тоже не слышал (31 млн.), политеизм – Африка, Америка, Австралия (90 млн.). А есть еще разные секты, течения...
Использовал литературу: Тора, Библия, Детская Библия, А.Мень, Миркина и Померанц, газетные статьи. Количество верующих – по А.Меню.
______________________________________________________________________
|К читателю| |Воспоминания отца-1| |Воспоминания отца-2| |Проза| |Доцентские хроники| |Письма внуку| |Поэзия| |Контакты|
|Предисловие| |На чужбине| |Израиль-1| |Израиль-2| |Израиль-3| |Израиль-4| |Израиль-5|
|О себе-1| |О себе-2| |О себе-3| |О евреях| |История -Откровение| |Календарь и праздники| |Антисемитизм-1| |Антисемитизм-2| |Антисемитизм-3| |О религиях|
|Иудаизм и христианство-1| |Иудаизм и христианство-2| |Иудаизм и христианство-3|
|Иудаизм и христианство-4| |О религиях-2| |Приложения| |Заключение| |Послесловие|