ЮРИЙ БЕЛИЛОВСКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Еврейский календарь и праздники
Исчисление времени ведется от сотворения Мира (шестой день – Сотворение человека). В связи с введением новой эры (рождение Иисуса Христа) следует учитывать, что её начало – это 3760 год. Отсчет суток ведется не от полуночи до полуночи, а от вечера до вечера.
Основные праздники
Суббота: Заповедь о субботе – шабат – это одна из 10 заповедей, записанных на скрижалях, данных Богом Моисею на горе Синай. Это самый святой день (больше любого праздника). У него две цели:
1. Чтобы отдыхал ты, твоя семья, твой раб и твой вол;
2. Один день в неделю посвятить Богу.
Кроме того, это день равенства мужчины и женщины.
Песах: Посвящен освобождению из египетского плена. Это сформировало национальное самосознание евреев. Символически – это начало уборки урожая. Главная особенность – употребление в пищу только пресного хлеба. Перед праздником всё моют. А потом ведут отсчёт дням до Шавуота. Песах - по-иудейски - или Пасха - по-арамейски - вобрал в себя пастушеский праздник Опресноков.
Шавуот: Время дарования Торы. Подчеркивает, что получение свободы от рабства становится полным лишь с получением свободы духовной. Это же праздник жатвы. Принято есть молочные блюда («Страна, текущая молоком и мёдом»).
Рош-а-Шана: Это Новый Год, но не праздник с Дедом Морозом и елкой. Это 10 дней духовного самоуглубления и покаяния. Через 10 дней Судный День (Йом Кипур) – время раскаяния и трепета. Слушают звуки шофара – напоминание о Трубном Гласе на Синае.
Йом Кипур: День искупления – Судный День. Бог прощает, а самим нужно прощать и просить прощения.
Суккот: Сукка – это шалаш, хижина – в честь жизни в шалашах в период блуждания в пустыне. Основная идея – глубокая вера в Божественное провидение. Вера в то, что Всевышний никогда не оставит свой народ. Завершающий восьмой день – веселый праздник.
(Из рукописи)
Послебиблейские праздники
Ханука: В период 2 Храма вспыхнуло восстание Маковеев. Они освободили Храм от греческих захватчиков, но для освящения его требовалось оливковое масло, которого было мало, всего лишь один кувшин. И случилось чудо: один кувшин масла горел 8 дней (пока не было приготовлено новое масло). Праздник длится 8 дней. По вечерам зажигают свечи с восьмой (кажется, в таком порядке?) к первой в восьмиконечном светильнике.
Пурим: Похож и является как бы предтечей 8 марта. В этот день Аман – приближенный персидского царя – жребием определял дату истребления еврейского народа (примерно 350 г. до нашей эры). Спасла Эсфирь (жена царя). Веселье, карнавалы.
9-е Ава: Постом отмечается этот день разрушения 1 и 2 Храма (422 и 68 г. до н.э.). В 1313 г. до н.э. Бог обрек евреев на сорокалетние скитания по пустыне. 1290 г. – изгнание евреев из Англии, 1306 г. – из Франции, 1492 г. – из Испании.
День Независимости - главный государственный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно в память о провозглашении Государства Израиль 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по еврейскому календарю).
День Катастрофы и героизма. Значение – День поминовения погибших во время Холокоста.
День Победы над фашистской Германией во второй мировой войне.
Атрибутика
Тора имеет 613 законов: 248 «Делай так», 365 «Не делай так». Социологи считают, что лишь 20% евреев живут по Торе.
Ребенка до 3-х лет воспитывает мать, потом – отец.
В субботу запрещены 39 видов работ:
11 видов связаны с изготовлением хлеба (начиная с пахоты);
13 видов – с изготовлением одежды;
9 видов – с охотой, строительством;
6 видов – другие виды работы.
Задача – день отдыха для души.
Раб работал и отдыхал вместе с хозяином.
Запрещалось:
покупать скот (даже собаку), пока не приготовил корм и стойло;
эксплуатировать кормящих животных;
запрягать разносильных животных («...коня и трепетную лань...»).
Леви и Коэны не получили наделы, поэтому им выделялись 10% урожая, и они являлись хранителями религиозных традиций. Они учились до 25-30 лет, а потом работали до 50 лет. Жили и питались, как все. Они:
готовили масло,
обслуживали все мероприятия,
должны были играть на всех инструментах того времени,
должны были знать все молитвы,
казначеи,
умели готовить кошерное мясо,
занимались просвещением.
Святые места:
У христиан – все места, связанные с Иисусом Христом, и всеми, отнесенными к лику святых.
У иудеев – места, где стояли 1 и 2 Храмы. И даже сами Храмы стояли на святом месте.
Синагога – это не святое место.
После разрушения Храмов и изгнания евреев произошли альтернативные замены:
Вместо Храма – синагога,
Вместо государства – община,
Вместо жертвенника – молитва.
Синагоги во всем мире строятся открытой частью в сторону Иерусалима. Служение без музыки (разрушен Храм – какая тут музыка?) Молитва: 15% - обращение к Богу, 85% - художественное произведение (сипур) – рассказы о Храме, история еврейства и др.
Благотворительность: Оказание моральной и материальной помощи. Закон предлагает небедному отчислять от 1/10 до 1/5 на благотворительность от дохода. За это Бог отблагодарит уже в этой жизни успехом в делах, здоровьем и благополучием семьи.
Каждый год: 10% священникам и беднякам.
Каждый 7-й год: Весь урожай беднякам, оставляя на каждый день столько, сколько нужно семье. В этот год вообще не сеяли, а раздавали только то, что само росло.
Каждый 7-й год, а в 50-й год – два года подряд (это седьмая седмица) отпускались рабы, прощались долги. Суть: Дать выжить всем.
Шабат: «Помни день субботний» - это из Торы.
Уборка, праздничные одежды, кидуш (освящение), халы (уже в пятницу не продают черный хлеб), праздничный стол. Уборка и приготовление в пятницу, готовность в 16-50. Всё делается всей семьей, до конца субботы родители вместе с детьми. После трапезы муж произносит благодарение сначала жене, потом израильскому народу.
День начинается с зажигания свечей. Окончание – с появлением первой звезды. Разрешены нарушения: Если в этот день произошли аварии, разрушения, стихийные бедствия. Обрезание, если это 8-й день после рождения.
Мезуза: На косяках дверей. Напоминает, что ты еврей, у которого есть свои законы.
Цицит: Кисти видения. Это кисти из тонких белых ниток, помещенных от пояса вниз по бокам (только у мужчин). Это напоминание: «Помните и не забывайте все другие законы».
Тфилин: Две «коробочки» с молитвами, которые надевают сначала на руку, а потом на лоб.
Кипа: Покрытие головы. Символ принадлежности к еврейству (Кипат шамайот – свод небесный). На Востоке это же – ермолки, тюбетейки, папахи, чалмы...
Брит мила: Обрезание. Это завет, который Бог дал Аврааму. Это важный обряд, который делают даже в субботу (на 8-й день после рождения). Обязательное условие – здоровье ребенка. Моэль – тот, кто делает. Сандак – держит ребенка. Сеуда – готовит угощение. Желательно присутствие более 10 человек.
Бар мицва: обряд религиозного совершеннолетия мальчика (13 лет). После этого родители не несут за них ответственности. В синагоге впервые читают им Тору, одевают «коробочки».
Бат мицва: обряд религиозного совершеннолетия девочки (12 лет).
Пидьон-а-бен: выкуп первенца. Совершается на 31 день после рождения первого сына. После этого он считается вступившим в жизнь. Отец дает священнослужителю серебряную монету или другую ценность, и тот благословляет ребенка на здоровую и достойную жизнь.
Бракосочетание: В эпоху Талмуда – две процедуры:
Обручение – передача кольца. Жених говорит: «Ты посвящаешься по закону Моше и Израиля». Потом разбиваются рюмки.
Брачный договор – условия содержания жены, условия раздела имущества в случае развода.
Разбитый женихом бокал – это память о разрушенном Храме. До 10 колена евреи не роднятся (мне всегда казалось, что у евреев это не возбраняется...).
Траур: Считается не со дня смерти, а со дня похорон-
7 дней не работают,
30 дней не бреются,
12 месяцев траур.
Первое посещение кладбища – во время похорон,
Второе – после 30 дней.
Хоронят без гроба, чтобы был контакт с землей. Кремация, как и у мусульман, запрещена. На кладбище – свечки и камешки. Сейчас разрешили цветы и поминки. Отмечается годовщина. Дату смерти переводят на еврейский календарь. Эту дату и отмечают (получается в разные дни). Помнится, то же было и в казахской школе, где я работал.
Кошерная пища: Домашние животные – бык, корова, коза, олень, овца. Птица – куры, гуси, утки, индейки, голуби. Рыба – только та, у которой имеется чешуя и плавники.
Запрещается – свинина, верблюд, раки, заяц, дичь (это не понял), а также кошерное, но приготовленное не по правилам кошерности: животное не должно почувствовать боли (дернуться), т.к. при этом выделяется большое количество адреналина, который портит мясо.
Забой:
Шейхет – забивает;
Менакер – обрабатывает, вырезает жилу и седалищный нерв,
Шуб – всё это контролирует.
Обработка: Мясо должно быть замочено, просолено, промыто – чтобы извлечь и удалить всю кровь (см. о «Деле Бейлиса»). После особой проверки: Кошерное – пригодное в пищу, трефное – не пригодное.
Кошерная кухня требует двух наборов посуды: для мяса и для молока. Они хранятся отдельно. После мясных блюд молочные можно есть не раньше чем через 6 часов.
Сейчас попробую (не ручаюсь) записать о различиях между иудаизмом и христианством...
В иудаизме, христианстве и исламе многие святые общие (Авраам, Сара, Яаков...). Правда, в христианстве Иисус вобрал в себя все.
Новый Завет вышел из Ветхого Завета. Святой Августин говорил: «Новый Завет скрывается в Ветхом Завете, а открывается в Новом...» И далее: «Новый Завет не может быть понят в отрыве от Ветхого».
Иисус Христос: «Не подумайте, что я пришел упразднить Закон или Пророков».
Апостол Павел (о Иисусе Христе): «Пришел пополнить (дать полноту) Закон».
В христианских храмах до сих пор звучат молитвы из Ветхого Завета.
«Христианство не зачеркивает всех ценностей дохристианских учений еще и потому, что иначе пришлось бы допустить, что люди тысячи лет были во лжи и обмане», - протоиерей Мень.
Старое не отбрасывается полностью с воцарением христианской церкви, но рядом с ним возводится новое.
В иудаизме:
Запрещено изображение Бога.
В храмах только аллегорические (или в виде виноградных листьев) украшения.
Нет колоколов и музыки..
Значительная часть религиозной верхушки (фарисеи и книжники) стали недругами Иисуса Христа, так как:
-сам дух Христовой свободы для них неприемлем,
-они считали себя непогрешимыми, а в Иисусе видели соперника,
-у них вызывало зависть, что вокруг Иисуса были толпы слушателей.
Праздники у иудеев – это благодарность Богу за его благодеяния.
Кртитка Иисуса Христа сама разоблачает ханжество, самодовольство, обрядность, извращение веры, гордыню, дух культового формализма, расчет задобрить Бога исполнением внешних уставов.
Старый Синайский Закон был дан в духе повелений и запретов. Он лишь ставил преграды греху, но не давал внутренних сил преодолеть зло и приблизиться к Богу (Апостол Павел).
Ветхий Завет дан в перспективе обетования. После того как обетование совершилось (появление Иисуса Христа), Закон не отменяется, но получает окончательную полноту.
Послания Пророков – это памятник раскола с иудаизмом, а Евангелие – окончательное христианство.
Завет – путь единения человека с Высшим началом.
Религию Завета исповедовал народ, не создавший видной цивилизации, но пронесший через века верность Богу.
Начало иудейской религии связано с Авраамом (1300 г. до н.э.)
Первая Заповедь: «Я Бог всемогущий. Ходи передо мною и будь непорочен».
Моисеевы основы религии Завета сформулированы в декалоге (10 Заповедей).
Суть их – верность Богу-избавителю.
Основные нравственные нормы: Не убей, Не укради и т.д...
Из культовых обычаев – один: Закон субботы.
Для иудеев обетование – обещание Мессии – сливалось с надеждой на замысел Господа – Земля Обетованная (Израиль). Мне думается, что в этом одна из причин неприятия иудеями Иисуса Христа:
-Мессия (Иисус) пришел, а Земли Обетованной не принес;
-Иудеи в течение веков строили свою религию на ожидании прихода Мессии. Если им признать Иисуса Мессией, кого им после этого ожидать? (Но это мои домыслы...).
В христианстве:
Праздники – Христианство не зачеркивает дохристианских ценностей:
Египетский праздник Епитофии – Богоявление.
6 января – день рождения Иисуса Христа, это с 4 века...(Рождество 25.12).
21 сентября – Рождество Богородицы (установлен в 4 в.).
Сретенье Господне (на 40-й день после Рождества) – это встреча Ветхого и Нового Завета.
Благовещение -25.3 (7.4) – день весеннего равноденствия.
Преображение Господне (19.8) – лицо Иисуса после молитвы оказалось преображенным.
Успение Пресвятой Богородицы (27.8) – проводить пришли 12 апостолов. Это не скорбь, а радость, так как это не смерть, а краткий сон.
Вознесение – празднуется на 40-й день после Пасхи.
Пятидесятница – празднуется как день рождения Христовой Церкви. Это День Святой Троицы, день явления Духа Божия (Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой).
Таким образом, у иудаизма и христианства много совпадающих и созвучных праздников, начиная с Пасхи.
Иконы. Музыка. Колокола
Изображение Бога стало возможным после признания Иисуса Христа бого-человеком. Иконопись родилась в Византии. Первые иконы были написаны руками величайших художников. Музыку для церковной службы создавали Бах, Моцарт, Бетховен, Лист, Чайковский, Глинка, Мусоргский.
Колокола напоминают верующим, занятым трудом, о начале богослужения.
Новая Пасха знаменовала собой не исход и освобождение одного народа, а искупительный дар всему миру.
Явление Спасителя – начало мессианской эры.
Новый народ Божий, приняв Завет Христов, несет ту же ответственность, что и древний Израиль.
В отличие от древних учений, Учение Христово строится не только на системе взглядов и заветов, но и на опыте постоянного общения с Иисусом Христом, который обещал пребывать среди людей, если двое или трое собрались во имя его.
О жертвах – христианин должен перенести понятие жертвы в духовную сферу: нести свой крест, бороться с греховными наклонностями, постом крепить дух.
Высшее призвание человека – радость, которую дарует единение с Творцом.
Иисус Христос полностью подтвердил иудейский догмат о вечности, но всё это неотделимо от того, что человек совершает на земле. В противном случае это будет изменой человеческому призванию.
Адам в Библии (как у иудеев, так и у христиан) - это множественный собирательный образ. Он мыслится не как отдельная личность, а как всё человечество.
С тех пор, как Бог создал человека, судится каждая душа.
Старое и новое
Ветхий Завет говорил об отношнениях между Богом и человеком.
Новый Завет – между Богом и душой.
Ветхий Завет обращается к народу, к массе.
Новый Завет – к личности.
Ветхий Завет (мудрецы) после себя оставили свои труды.
Иисус Христос – оставил себя.
Авраам и его потомство – избранный Богом народ.
Иисус Христос – избранный по преимуществу.
Ветхий Завет – Бог – суровый отец, господин и повелитель.
Новый Завет – Бог – отец любящий. Любовь Бога не навязывается. Она оберегает человеческую свободу. Бог зовет в гости, а не пугает и не навязывает. Вера – это доверие к Богу. Обряды важны тогда, когда выражают любовь к Создателю.
Иисус Христос считал:
Первая Заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим.
Вторая Заповедь: Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Иисус Христос возвращал Ветхий Завет к его истокам – к Моисеевым Заповедям: «Братом и ближним может быть любой человек».
Он вернул первоначальный смысл субботе, не давая захлестнуть душу: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Он против деления пищи на чистую и нечистую: «Нечистым может быть не то, что входит в уста, а то, что исходит». Старое не отбрасывается полностью, но рядом с ним возводится новое здание. Женщине возвращается человеческое достоинство. Супружеское единство может быть разрушено только неверностью. Человек любой нации получает доступ к христианской вере, тогда как к иудаизму – только евреи.
Ветхий Завет – Царство Божие иудеи связывали с внешним процветанием Израиля – приходом Мессии.
Новый Завет – Царство Божие не придет вдруг. Оно воцарится в душах. Оно усилием берется.
Иудейская церковь – это ветхозаветная община.
Христианство – это новая духовная общность.
Иудеи верили в Мессию-царя, Мессию-первосвященника, Мессию-провидца.
Иисус Христос – соединил в себе всех трёх: Он и царь, Он и священнослужитель, Он и провидец.
Безгрешный Иисус Христос берет на себя последствия всех грехов человеческих. Казнь Иисуса Христа стала символом искупления, символом жертвенной любви к падшему человечеству.
Воскресение Христово – это главное, без чего не было бы самой Церкви Христовой.
Несколько дилетантских замечаний
Моисей перед смертью предсказал приход пророка – посланника более высокого, чем он. Имел ли он в виду Иисуса Христа?
Ветхозаветную Библию писали евреи:
Евангелие от Марка написано вскоре после смерти апостола Петра – 64 год (Иоанн и Марк);
Евангелие от Матфея написано на еврейском языке с частыми ссылками на Ветхий Завет;
Евангелие от Луки – возможно, написал сирийский врач;
Евангелие от Иоанна – написано около 90 года.
Требуя у Пилата казни Иисуса Христа (кажется, так написано во всех четырех Евангелиях), иудейские церковники кричали: «Распни его, распни! - и добавляли - Кровь его на нас и наших детях». Это ведь в течение двух тысяч лет было одной из главных причин гонений на евреев. Иуда с его 30 серебрениками многими воспринимается чуть ли не за стереотип еврея...
И только здесь я узнал что:
-У Иисуса Христа все 12 (а потом и все 70) апостолов были евреями, а апостол Павел, когда его приговорили к такой же смерти, как и ранее Иисуса Христа, попросил, чтобы его распяли вниз головой, посчитав, что он недостоин быть распятым, как Иисус Христос;
-Именно здесь узнал, что евреи были первыми распространителями христианства;
-Моисей и все пророки, предсказавшие появление христианства, были евреями. И если их, как и Сына Бога, не принято называть по национальности, то его мать Пресвятая Дева Мария, его единоутробные братья (а я что-то и не знаю о них ничего), его отчим Иосиф – все были евреями.
-Иуда раскаялся, бросил в храме деньги и повесился;
-Смерть Иисуса Христа была предопределена не евреями, а Богом как искупительная жертва за грехи человечества. У Иисуса Христа была возможность избежать смерти, но он пошел на нее сознательно: «Чашу, которую мне дал отец – неужели я не стану пить её?»
Главное различие:
-Иудеи спасаются делом, а христиане – верой;
-Христианину достаточно раскаяться и уверовать.
К этому: Священник, причащавший перед смертью Эйхмана, говорил, что он умер добрым христианином.
Иудей может сделать тшува – раскаяться, но в Торе есть перечень грехов, не подлежащих прощению. Но главное не раскаяние, а недопущение впредь.
У христиан – тем более свят, чем дальше отдален от мирских соблазнов (монахи, отшельники и др.).
У иудеев – задача быть святым в миру и поднять мир до состояния духовности.
Прочитал: Если при родах возникла критическая ситуация, то иудеи спасают мать, а христиане ребенка (чтобы не умер некрещеным).
Евреи в мировой жизни
...Так мне хотелось назвать этот раздел, но для этого нужно было бы иметь не справочники, которых у меня, кстати, тоже нет, а целые энциклопедии. Поэтому – бессистемно и только то, что попало на глаза.
Вот первое советское руководство:
Троцкий министр по военным и иностранным делам;
Коллонтай министр образования;
Бронский министр торговли;
Штейнберг министр юстиции;
Урицкий ЧК
Крыленко Главком Красной Армии
Зиновьев Петросовет;
Смидович Моссовет;
В Бресте Троцкий, Йоффе, Карахан;
В Лондоне Хольцман;
В Берне Шкловский;
В Стокгольме Воровский;
В Вене Каменев (Розенблюм);
В газетах: Радек (Собельсон), Стеклов (Нахамкес), Ларин (Лурье), Литвинов (Финкельштейн)...
Ну и конечно, Я.М.Свердлов.
А вот нынешние фамилии (1998 г.): Кириенко, Чубайс, Лившиц, Уринсон, Березовский, Гусинский, Немцов, Паин, Рохлин, Заславский, Явлинский...
В 1996 г. в Москве вышла книга-справочник «Евреи в русской культуре». Интересно было бы хоть просто полистать её, тем более что многие фамилии не только для меня, но и для автора статьи-обзора, их принадлежность к еврейству – просто открытие. В предисловии сказано, что многие из них в Союзе числились «русскими» зачастую потому, что, перефразируя А.С.Пушкина: «Черт догадал их родиться с душой и талантом в России».
Эренбург, Исаак Бабель, Сергей Эйзенштейн, Пастернак;
Дирижер Кирилл Кондрашин;
Драматург Михаил Шатров;
Писатель Борис Васильев;
МХАТовские «старики» Леонид Леонидов и Болдуман;
Поэт и прозаик Ходасевич;
Художник Валентин Серов;
Писатели Анатолий Гладилин и Биль-Белоцерковский;
Артисты Игорь Костолевский и Татьяна Самойлова;
Брат и сестра Гнесины;
Композитор Альфред Шнитке;
Король эстрады Афанасий Белов;
Татьяна Тэсс;
Скрипач Петр Столярский – учитель Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Буси Гольдштейна;
Фаина Раневская (Фельдман);
Аркадий Арканов (Штейнбок);
Григорий Горин (Офштейн);
Зиновий Гердт (Храпинович);
Леонид Утёсов (Лазарь Вайсбейн);
Виктор Ардов (Зигберман);
Юлиан Семенов (Ляндерс);
Скульптор Антокольский;
Писатель Борщаговский;
Андрей Миронов (Менакер);
Франческа Гааль, Сара Бернар, Симона Синьоре, Ив Монтан, Франц Кафка, Зигмунд Фрейд, Имре Кальман, Жан-Поль Бельмондо... там перечислены и другие фамилии, и мне хочется этот пересказ закончить словами всё той же М.Алигер: «Жили щедро, не щадя таланта, не жалея лучших сил души».
Еще продолжу:
Писатели и поэты: Гейне, Фейхтвангер, Светлов, Матусовский, Самойлов, Долматовский, Шаферан, Багрицкий, Бабель, Илья Ильф, М.Алигер, Берггольц, Мандельштам, Пастернак, А.Рыбаков, Лебедев-Кумач, Маршак...
Музыканты и композиторы: Коган, Дунаевский, Гольденвейзер, Покрасс, Э.Рознер, Цфасман, Тухманов, Мендельсон, Я.Френкель, Шаинский, Баснер, Колкер...
Художники: И.Левитан, Леонид Пастернак, Камиль Писсаро, Валентин Серов, Марк Шагал...
Артисты: Раневская, Быстрицкая, Плесецкая, Фрейндлих, Райкин, Хазанов, М.Райзен, С.Юрский, Ю.Левитан, В.Спиваков, М.Жванецкий, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, И.Кобзон, В.Гафт, С.Крамаров, Михоэлс, Прудкин, Бернес, Копелян, Майя Кристаллинская, Э.Горовец, Розенбаум, Броневицкий, Андрей Макаревич, Е.Березин, В.Хенкин, Менакер, Ширвиндт, Шифрин, К.Новикова...
Ученые, изобретатели: Ньютон; Эйнштейн; Братья Райт; Братья Люмьер; Харитон, Зельдович; Лавочкин, Гуревич; Миль, Вайнштейн; Нудельман – вооружение в ВОВ (о ВОВ – отдельный раздел)...
Шахматисты: М.Ботвинник (умер 7 мая 1995 г.), М.Таль, В.Корчной, Р.Фишер, Тайманов, Каспаров...
«Никто не забыт, ничто не забыто», - это, оказывается, Ольга Берггольц, которая много лет после войны разыскивала пропавших в войну родственников и помогала найти друг друга тысячам людей.
_______________________________________________________________
|К читателю| |Воспоминания отца-1| |Воспоминания отца-2| |Проза| |Доцентские хроники| |Письма внуку| |Поэзия| |Контакты|
|Предисловие| |На чужбине| |Израиль-1| |Израиль-2| |Израиль-3| |Израиль-4| |Израиль-5|
|О себе-1| |О себе-2| |О себе-3| |О евреях| |История -Откровение| |Календарь и праздники| |Антисемитизм-1| |Антисемитизм-2| |Антисемитизм-3| |О религиях|
|Иудаизм и христианство-1| |Иудаизм и христианство-2| |Иудаизм и христианство-3|
|Иудаизм и христианство-4| |О религиях-2| |Приложения| |Заключение| |Послесловие|