top of page

Иудаизм и христианство.

Приложения (продолжение)

 

4. Об иконопочтении

В Ветхом Завете запрещено изображение Бога – это верно. Но после Иисуса Христа он явлен людям в таинстве воплощения, и сама реальность Иисуса оправдывает его изображение. Благоговейное отношение к иконе оправдывает почитание первообраза.

Для верующих тела усопших праведников - это святые мощи.

 

5. Схема суточного богослужения

Вечернее – состоит из 9 мероприятий.

Утреннее – тоже.

Литургия:           Проскомидия,

                           Литургия оглашенных,

                           Литургия верных.

 

6. Схема пасхального цикла

- Подготовительные недели,

- Недели четыредесятницы (Великий пост),

- Страстная седмица

- Пасха и послепасхальные недели.

 

7. О дне празднования Пасхи и церковном календаре

Иисус Христос был распят в день иудейской Пасхи (это 14 Нисана), Пасха празднуется в первое воскресенье после иудейской Пасхи.

 

8. Посты и поминовения усопших

Пост прививает навыки воздержания, способствует духовному совершенствованию. Больным и беременным пост противопоказан. Пост сочетается с упорядочением образа жизни.

Многодневные посты:

Великий пост,

Петров пост (до 29.6 /12.7/),

Успенский пост (14-27.8),

Рождественский (Филиппов) пост (15-28.11 /25.12-7.1/).

Однодневные посты:

Среда и пятница – весь год,

Крещенский (сочельник) (5.1),

День смерти Иоанна Крестителя (29.9),

День воздвижения Креста Господня (14.3).

Сплошные седмины:

- Мытаря и фарисея,

- Сырная (Масленица),

- Пасхальная,

- Троицкая,

- Святки (25.12 – 5.1).

Дни поминовения усопших:

- Суббота месячная,

- Суббота второй седмины Великого Поста,

- Суббота третьей седмины Великого Поста,

- Суббота четвертой седмины Великого Поста,

- Радоница (вторник Светлой седмины),

- Суббота Троицкая,

- Суббота Дмитровская.

 

9. Перечень основных христианских исповеданий: Апостольские церкви

- Восточно-католическая (православная) – 121 млн. чел.

- Римско-католическая – 705 млн. чел.

- Православная автокефальная – 14 церквей,

- Русская (Москва) – 10 век,

- Старообрядческие (с 1971 г. – часть Русской православной церкви),

- Протестанты – 350 млн. чел.

Сюда входят 14 общин, не имеющих апостольского преемства.

Некоторые из них:

- Моравские братья – 15 век,

- Лютеране – 16 век,

- Баптисты – 17 век,

- Адвентисты – 19 век,

- Пятидесятники – 20 век.

 

Некоторые христианские праздники и посты (выборочно и коротко):

Сентябрь, 4 (17) – Пророк Моисей,

Сентябрь, 8 (21) – Рождество пресвятой Богородицы,

Сентябрь, 25 (8.10) – Кончина Сергея Радонежского,

Октябрь,   1 (14) – Покров Пресвятой Богородицы,

Октябрь,  13 (26) – Иверская икона Богоматери перенесена в Москву в 1648 году,

Ноябрь,      21 (4.12) – Введение во храм Пресвятой Богородицы,

Декабрь,    25 (7.1) – Рождество Христово,

Январь,      1 (14.1) – Обрезание Господне,

Январь,      6 (19.1) – Крещение Господне,

Февраль,    2 (15) – Сретенье Господне,

Март,          25 (7.4) – Благовещение,

Август,        6 (19) – Преображение Господне,

Август,        15 (28) – Успение Пресвятой Богородицы.

 

Терминология библейского Богослова:

Агнец Божий – символ, указывающий на Иисуса Христа как прообраз отрока Яхве, отдавшего себя в жертву.

Бедные нищие – Бог любит бедных, отрешенных от земных благ.

Благословение – сообщение благ истинной жизни.

Вера – принятие человеком Слова Божия, исполняющего все свои обетования (обещания).

Ветер (евр.) – дух. Есть ветры благоприятные и есть ветры разрушительные – наказание Бога.

Вино – часто называют «Кровь виноградной лозы».

Вода       - воды разрушительные (Чермское, Потоп...),

               - очистительные (Крещение),

               - спасительные (Орошение, река, дождь),

               - напоящие (Источники в пустыне),

               - обновляющие Духом святым.

Восток    - восходит солнце,

               - на востоке родился Иисус Христос,

               - храмы воздвигаются в сторону востока.

Всесожжение   - жертвоприношение,

                          - в духовном смысле – отдача полная.

Гнев Божий       - познается человеком в бедствии, войне и т.п. Но сущность Гнева Божия - не гнев, а любовь.

Гора        - там человек чувствует себя ближе к Богу.

Дух         - Дух Святой пребывает в человеке и приобщает его к Троице.

Душа      - дыхание жизни, начало её.

Елей  - проникает во всё, даже в камни. Он укрепляет и исцеляет, насыщает и радует своим благоуханием.

Евхаристия – жертва и таинство тела и крови Христовой.

Жертва   - христианин должен переносить понятие Жертва в духовную сферу, насти свой крест.

Завет      - непреклонный союз, заключенный между людьми и Богом.

Иерусалим     - город мира, в этом граде церковь видит прообраз небесного Иерусалима.

Исповедовать     - провозглашать свою веру или признавать свою слабость перед церковью.

Избранный         - Авраам и его потомство – избранный Богом народ. Иисус Христос - избранный по преимуществу.

Израиль - имя, данное Богом Иакову и перешедшее к его народу.

Культ      - внешнее проявление поклонения Богу.

Мир (Шалом)     - это не только отсутствие войны, но и обладание благами, счастьем, здоровьем. Это же – форма приветствия.

Надежда - добродетель, посредством которой Бог укрепляет в христианине уверенность в победе.

Обрезание          - высший знак Завета. У христианина заменен Крещением.

Огонь     - возмездие – молния, очищение – пасхальные свечи, лампада.

Первородный грех          - грех Адама и Евы.

Правда, праведность      - не только нравственная добродетель, но и религиозное расположение духа.

Прелюбодеяние  - в Библии часто изображают неверность Завету избранного Богом.

Псалмы   - богоугодные древнееврейские песнопения, ставшие теперь молитвой.

Сердце    - у евреев сердце – средоточение умственных, чувственных и нравственных сторон жизни.

Страх Божий      - священный трепет.

Церковь (греч.)   - это Собрание, собрание всех христиан.

Церковь  - тело Христово.

Церковь  - здание, в котором собирается община и которое символизирует её единение.

Ад (греч. «Подземное царство») - место пребывания душ грешников, обреченных на вечное мучение.

Апокалипсис (греч. «Откровение»)        - Одна из книг Ветхого Завета. Автор Иоанн Богослов. Содержит пророчество о Конце Света, о Страшном Суде и т.п.

Баал        - общесемитское божество плодородия (Финикия, Египет, Испания).

Иерихон - город на территории Палестинской автономии к востоку от Иерусалима.

Дьявол (сатана, черт, иблис)      - властелин ада. Злой дух, противостоящий Богу.

Молох    - страшная ненасытная сила, требующая человеческих жертв.

Ведьма    - колдунья, служительница дьявола, способная вредить людям.

Святотатство      - поругание церковных святынь, кощунство, богохульство.

«Символ веры»   - краткое изложение христианских догматов, безусловное признание котороых предписывается православной и католической церковью каждому христианину. Был сформулирован Великим Собором в 325 г. н.э. и доработан в 362 и 374 г.г.

Благовещение   - 25 марта (7 апреля) возвещено: в один срок – о рождении Девы Марии, в другой – о рождении Иисуса Христа.

Благовест        - праздничный церковный звон одним колоколом.

Икона (изображение)      - в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых... (А как Бог-отец, например, при иображении Троицы? Это ведь Бог-отец, Бог-сын и Бог-Дух Святой??? – Не уточнил).

Таинства - в христианстве придает людям чудодейственную силу – Божественную благодать. У православных (только у них) 7 таинств. У лютеран только крещение и причастие. У англиканской церкви – крещение, причастие и церковный брак.

 

Дополнение. Прочитал: христианство имеет в своей основе Мессионизм. Мессия (спасение) – это единственная и неподменная личность Учителя – Боговоплощение. У иудеев мессия – это миссия – роль, задача.

 

Сходства и различия в иудаизме, христианстве и исламе

Сходства:

- Вера в единого Бога,

- Этическо-моральная направленность (отношения Бог – люди),

- Представление о Мессии (приход посланца Бога, победа добра над злом),

- Господу угодна социальная справедливость: перед Богом все равны (нет ни мусорщика, ни царя – это ещё из еврейских пророков).

Различия:

- Христианство и ислам как бы отпочковались от иудаизма.

Христианство отпочковалось в период критического состояния для евреев и римлян (период духовных исканий).

Иудаизм привлекал римлян этическими ценностями: Грех – поведение, не угодное Богу. Иудаизм ввел нормы жизни: обрезание, пищевые ограничения.

Христианство – для иудаизма секта. Можно было принять иудаизм без обрезания и кашрута.

Первое время (до середины 1-го века) чтобы принять христианство – сначала обрезание и кашрут и лишь потом христианство (я не спутал?)

Апостол Павел: «Перед Богом нет ни эллина, ни иудея».

В 1-3 в.в. началось римское гонение на христианство. Христианство стало распространяться подпольно. А когда на Никейском Соборе христианство было признано Римом как религия, оказалось, что в разных местах его детали воспринимают по-разному.

Бог у христиан и иудеев единый, невидимый, вездесущий, всемогущий, никаких видимых форм не имеет.

Христиане дополнили: Бог произвел своего сына, получившего человеческую плоть через человеческое и божественное и через дух-троичность Бога.

У армян Христос имеет только Бога Сущего.

Для иудеев тройственность неприемлема.

О Мессии:

У христиан: придет Мессия (Иисус Христос), и все люди воскреснут, состоится Страшный Суд: праведники – в рай, грешники – в ад.

У иудеев: придет Мессия (просто человек), восстановится Храм, все иудеи – в рай.

У мусульман: придет Мессия (пророк Мухаммед), состоится Страшный Суд. Все мусульмане – в рай.

Масличная гора: здесь проходила Тайная Вечеря Иисуса Христа с апостолами. Есть деревья по 1500 – 1700 лет. Сюда придет Иисус Христос. Сюда же Мухаммед.

У мусульман Бог общается с людьми через пророков: Авраама, Давида, Мухаммеда, Али (зять Мухаммеда).

Слово «Правоверные» - самая правильная вера. Мухаммед прикрепил отстававший от скалы камень девятью серебряными гвоздями (не серебряными, а золотыми) – это краеугольный камень мира (там сейчас мечеть Омара). Если эта скала оторвется – всемирная катастрофа. Скала 19 м в диаметре (это диаметр золоченого купола на мечети Омара).

Обряд причастия (это повторение искупления) для иудеев неприемлем.

Коран: это священная книга из стихов Мухаммеда. Главная задача – объединение языческих арабских племен.

 

Итог (этого раздела)

 

В основном (но не полностью) закончил самый большой раздел записей о религии – иудаизм и христианство. И хотя я еще, кажется, буду возвращаться к этому, показалось нужным подвести некоторые итоги уже теперь. Дело в том, что у меня возникло сомнение, стоило ли объединять их в один раздел.

 

Я (по-дилетантски, конечно) исходил из того, что существует единая книга – Библия. А оказывается (это я понял здесь в Израиле), идея объединения Ветхого и Нового Заветов, несмотря на их преемственность (подробно это объясняет Мень), дело не обоюдожелаемое. Христиане признают практически всё, что изложено в Ветхом Завете (А. Мень: «...Иначе получилось бы, что люди жили в течение многих веков в заблуждении»). Да и Иисус Христос сказал по поводу Ветхого Завета, что он пришел не разрушать, а исполнять (в моем понимании - исполнять в точном, а не формальном толковании).

Иудеи же не только не признают необходимости в этих уточнениях и исправлениях, не только не признают Иисуса Назаретянина как Мессию, но и не признают законность (опять – насколько правильно я понял) объединения иудейских ценностей (Тора, Танах, Талмуд) – всего, что записано в Ветхом Завете, - с христианскими ценностями – всем, что изложено в Евангелии, Посланиях, Откровениях – в единой книге – Библии.

Я вполне допускаю, что далеко не всё понял, но то, что многие евреи, с которыми мне здесь пришлось говорить об этом, против объединения Ветхого и Нового Заветов в одну книгу – это точно.

 

А вот это мои размышления...

Слепая вера как понятие может иметь два толкования:

- Слепая вера – без сомнения, без оглядки, познав и уверовав в идеалы;

- Слепая вера – как слепой – не зная или не очень представляя предмет веры.

 

И в заключение этого объединенного раздела (иудаизм и христианство) личное признание: я далеко не одинаково ознакомился с иудаизмом и христианством (хотя и то и другое – совсем слабо). Если с иудаизмом я ознакомился самостоятельно или с помощью нечастых и далеко не всегда квалифицированных занятий в ульпане, то с христианством – по книгам протоиерея А. Меня. А это далеко не одно и то же. Вот запись из его эпилога к разделу «Христианство»: «Пронеслись века. Рушились и создавались империи и цивилизации, а церковь христианства существует... Христианство осудило угнетателей, возвысило женщину, способствовало искоренению рабства... В каждую эпоху Новый Завет обнаруживал скрытые в нем неистощимые импульсы к творчеству... Тайна ее неодолимости заключается в Сыне Человеческом, который, по словам Апостола, «Вчера, сегодня и вовеки – тот же»... Каждая душа, обретшая Иисуса Христа, знает, что человек – не одинокий скиталец, а дитя Божие... Религия «Благой Вести» есть религия будущего. И над людьми вещие слова Иисуса Христа: «Я с вами во все дни до скончания века».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    (Из рукописи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    (Из рукописи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     (Из рукописи)

<< предыдущая          следующая >>

______________________________________________________________________

|К читателю|  |Воспоминания отца-1|  |Воспоминания отца-2|  |Проза|  |Доцентские хроники| |Письма внуку|  |Поэзия|  |Контакты|

Синагога Иерусалим 97.jpg
Церковь Святой Гробницы.jpg
Иордан.jpg
bottom of page