ЮРИЙ БЕЛИЛОВСКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Иудаизм и христианство.
Приложения
Мир и действительность
(Из рукописи)
Четвертое Евангелие от Иоанна: Один из 12 апостолов Иоанн написал в 90-х годах н.э. Евангелие – книги веры. Они же исторические свидетельства об Иисусе Христе.
Иконография Христа и загадка Туринской плащаницы:
Многим христианам, естественно, хочется знать, как выглядел Иисус Христос при жизни. Одежду можно приблизительно представить, так как известно, что носили там, где жил Иисус. Самое загадочное – это переход от символических условных изображений к тому образу, который с тех пор укоренился прочно. С 1587 г. Туринская плащаница хранится в Туринском соборе (вывезена крестоносцами в 1204 г. при разграблении Византии). Изображение на плащанице находится в полном соответствии с учением о страстях. Владельцы не разрешают подвергать ее исследованиям.
Евангелийский закон и фарисеи:
Иисус Христос говорил: «Не думайте, что я пришел упразднить Закон или Пророков».
В христианских храмах до сих пор звучат молитвы из Ветхого Завета. То же проповедовал Павел. Он говорил, что старый Синайский Закон был дан в виде запретов и повелений. Он ставил преграду греху, не давая приблизиться к Богу.
Новый Завет – Бог дал людям спасительную благодать через Иисуса Христа.
Павел: Основа праведности не в Законе, а в вере, в доверии к Творцу. Главное – Иисус Христос обращал внимание не на внешнюю сторону заповедей, а на их внутреннее содержание и нравственную сторону.
Блаженный Августин: «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий – открывается в Новом». Иисус Христос не раз бывал гостем у фарисеев, которые первое время были близки ему. Апостол Павел выходец из фарисеев.
Хабурот (товарищество) основали противники эллинического влияния, проникшего в Иудею. Задача – крепить ограду вокруг Закона. Новый Завет не может быть понят в отрыве от Ветхого. Однако большинство фарисеев его не приняли. Сам дух Христовой свободы был для них неприемлем. Фарисеи считали себя непогрешимыми, а в Иисусе видели соперника. Толпы слушателей, окружавших Иисуса Христа, вызывали в них зависть.
Речи Иисуса Христа:
Трагедия не только в вине вождей;
Много о ханжестве, самодовольстве фарисеев;
Извращение веры, гордыня, дух культового формализма;
Расчет «задобрить» Бога – всё это живуче и сейчас. Фарисейство живуче и сейчас.
Православное богослужение
Таинство, слово, образ – Протоиерей А.Мень.
Введение
В отличие от других учений христианство строится не просто на системе взглядов и заветов, но и на опыте постоянного общения с Богом. Иисус Христос учил молиться в тиши уединения. В то же время он обещал пребывать среди людей, если двое или трое собрались во имя его.
Церковь – это целостный организм. Глава его – Иисус Христос (Апостол Павел).
Богослужение – Храмовая молитва и таинство церкви. Иисус Христос упрекал иудейское духовенство, что они свели высший религиозный долг к обрядам и уставам. В Храме люди отрешаются от повседневности. И это не только в связи с чтением молитвы, но и в связи с нахождением в атмосфере общинной молитвы.
Обряд – от слова обрядить, облечь. Это пронизывает всю жизнь человека. Поэтому нельзя отказаться от храмового искусства. Храмовое искусство во многом связано с национальным искусством.
Глава 1. Дом народа Божия
Колокола – напоминают о молитве тем, кто еще занят трудом. Первые колокола появились на Западе в 5 – 7 в.в. Их крестили, обливали святой водой, давали собственные имена. Самые крупные колокола были в России.
Облик храма. Храмы – неотъемлемая часть древних городов. Облик создавался веками. Образцом послужила иудейская синагога. Люди молились во дворе, в храм пускались лишь служители. Первые христианские храмы строились по образцу римских базилик. В Византии сложилось искусство писания икон. Лучшие – в России.
План храма: лицом на восток. Все церкви (как Иерусалимский Храм) делятся на две части: алтарь и сам храм – место для молящихся. В России появилась стена с иконами – иконостас.
Царские врата – перед алтарем справа и слева (южные и северные ворота).
Амвон – возвышение для чтения (был еще в синагоге).
Придел – пристройка к церкви.
Суточное богослужение – в христианской литургии (это общее название всякого богослужения): вечерня, утреня... часы – всё это взято из Ветхого Завета, а отсчет времени – с захода солнца (как у евреев).
Из ночных служб в канун Рождества и Пасхи родилось Всенощное бдение, текст литургии (вечерни и утрени) - в книге «Служебник». Особые молитвы и песнопения в 12 михеях (месячниках). В русской церкви – на церковнославянском языке. В западных церквях раньше на латыни, сейчас на национальных языках.
Облачение. Диакон – стихарь. Священник и епископ – подризник.
Церковное пение и музыка. Ветхозаветные пророки пели под струнные инструменты. Позже стали сочинять музыку Бах, Моцарт, Бетховен, Лист, Глинка, Рахманинов, Чайковский, Стравинский...
Глава 2. Вечер в Храме
Вечером на ветхозаветном алтаре с заходом солнца зажигались свечи (знак души горящей).
Вечерня: Структуру Вечерни можно рассматривать в свете истории Спасения от создания мира до Явления Христа. Начинается 103 псалом. Обычно его читают. А когда поют (накануне воскресения или праздников), то открывают Царские врата. После обхода с кадильницей их закрывают. Призывом диакона «Миром Господу помолимся!» открывается Великая Ектения – молитва «О мире всего мира». О родной стране, об избавлении от скорби. Заканчивается гимном праведного Симеона.
Утреня: Вечерня, соединенная с Утреней, называется Всенощное бдение. Гасят свечи и читают шестопсалмие. Канон Утрени состоит из девяти песней. Заканчивается Утренней зорей. Молитва: «Слава Тебе, показавшему свет».
Глава 3. Литургия.
Это кульминация всего, что свершается в церкви. Центральный момент таинства – благодарения. Литургия (общее дело). Главное здесь – преломление хлеба и окропление вином. Это и память о последней трапезе Иисуса Христа. Канон литургии разный в разных странах.
Проскомидия – это обряд приготовления к литургии. Это также литургия для тех, кто проходит подготовку вступления в церковь. В древней церкви хлеб и вино ставились на отдельном столике.
Литургия оглашенных – вступительная часть литургии. Начинается возгласом священника: «Благословенно царство отца и сына и святого духа ныне присно и во веки веков».
Литургия вечерняя (Анафора) – Бог, с одной стороны, невидим и нерукотворим, с другой – близок к людям. В период Моисея символом этой близости был Ковчег. После гибели Храма Бог сам становится святилищем для верных. Возносят на престол хлеб и вино – исповедуют присутствие Христа. Анафора – сердце, ядро, вершина литургии. Читает хор. Ему отвечает хор. Мирян сейчас причащают ложкою вина (с Олегом в Храме Благовещения в Назарете видели причастие не ложкой, а прямо из бокала, край которого обтирают салфеткой – там католический, а не православный храм). Раньше считалось грехом, если побывал на литургии и не причастился... После пения «Запретного греха» священник с причастием выходит на амвон. Заканчивается словами «С миром изыдем».
Глава 4. Двунадесятые праздники (непреходящие).
Праздники у иудеев – это благодарность Богу за его благодеяния. Христианство не зачеркивает иудейских церемоний. Иначе пришлось бы допустить, что тысячелетия люди жили во лжи. Египетский праздник Элитарного Богоявления – день рождения Иисуса Христа – с 4 века перенесли на 25 декабря – Рождество, а с 6 января на 19 января – Крещение. Пасха увязывается с Песахом, поэтому и нет постоянного дня.
Рождество Богородицы – праздник установлен в 4 веке 8 (21) сентября. Родители Девы Марии были благочестивы, но бесплодны. В старости – видение, потом рождение Девы Марии.
Воздвижение Креста Господня. 14 (27) сентября – напоминание об искупительной жертве Иисуса Христа. Крест – вестник грядущего преображения. Император Константин Великий построил в 4 веке на Голгофе Храм Воскресения. Его мать нашла крест Иисуса Христа (для того, чтобы убедиться в подлинности, на него положили мертвеца, и он воскрес.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря).
Рождество Христово. 25 декабря (7 января). Предваряет его Рождественский пост - 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января). Две недели, предшествующие празднику, посвящены памяти предков Иисуса Христа и ветхозаветных праведников. Рождество – великий день всего христианского мира. Зажигались свечи на елках. В конце праздника – сочельник. В воскресенье после Рождества – день памяти Иосифа Обручника и царя Давида.
Крещение Господне – Богоявление. 6 (19) января. К концу вечерни – освящение воды.
Сретенье Господне – на 40-й день после Рождества – 2 (15) ферваля. Сретенье – это встреча. Это встреча Ветхого и Нового Заветов. Это также и праздник Богородицы.
Благовещение – 25 марта (7 апреля). Это день весеннего равноденствия.
Преображение Господне – 6 (19) августа. Иисус Христос молился на горе, а Петр, Иоанн, Иаков спали. Когда они проснулись и увидели Иисуса, то лицо его было преображенным.
Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа. Перед ним двухнедельный пост. Пречистую в последний путь пришли проводить 12 апостолов. Но это не скорбь, а радость, так как это не смерть, а краткий сон, за которым воскресение и возвышение. Она – великая молитвенница за человеческий род.
Праздники в честь святых и памятные дни – это дни памяти святых, обычно связанные с датами их кончины. В году имеются несколько дней, посвященных специально молитвам по усопшим. Много праздников икон Божьей матери. Есть праздники, установленные в память об избавлении Руси от нашествия врагов.
Глава 5. Пасхальный цикл (переходящие праздники).
В центре – Пасха. А перед этим – Покаяние, Седьмины, Великий пост.
Подготовительный период (мытарь и фарисей).
Первое воскресенье Пасхи посвящено притче о мытаре и фарисее. Показывает, как нужно приближаться к Богу: покаяние бедного мытаря выше показной преданности богатого фарисея.
В следующую неделю читается притча о Блудном сыне. Смысл – возвращение в дом отчий («Если забуду тебя, Иерусалим, забудь и меня...»).
Третье воскресенье (неделя) посвящено предстоящему «Суду Божию» над миром, который очистит и преобразит миропорядок. С этого дня воздержание от мяса. В древней Руси это совпадало с языческим праздником Масленица – поминание предков блинами. Теперь это Заговение – праздничная трапеза накануне поста.
Прощеное воскресенье. В последнее воскресенье перед постом церковь вспоминает о первородном грехе («Грех Адама»). В природе существует «Закон пожирания». Отказываясь от пищи, человек противится этому закону, ставит дух выше плоти. Последнее воскресенье – Прощеное – друг у друга просят прощения.
Великий пост – Утренние молитвы (кроме субботы и воскресенья) совершаются по часам. В понедельник, вторник и четверг литургии не бывает.
Канон Андрея Критского. Первые четыре дня Великого Поста вечером читается Великий Покаянный Канон.
Неделя торжественного покаяния. Это первая неделя поста.
Победа церкви над иконоборцами. Отказываясь от изображения Богочеловека, они отказывались от веры в Воплощение.
Неделя Крестопреклонения – Третья неделя посвящена Кресту Христову. На всенощной на середину храма выносится изображение распятия.
4 и 5 недели Поста: 4-я – празднуют память Преподобного Иоанна Лествичника, жившего у горы Синай. 5-я – память Марии Египетской – раскаявшейся блудницы.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье: Воскресение Лазаря – последнее чудо Иисуса Христа. Освящение листьев пальмы – вербное воскресенье.
Страстная седмица: Понедельник, вторник, среда – это воспоминание о последних днях Иисуса в Иерусалиме.
Великий четверг: это день установления Евхаристии – день Тайной Вечери. Литургия - утром - по чину Святого Василия, вечером – служба страстей Христовых.
Великая Пятница: литургию не служат. Сам Божественный агнец приносит себя в жертву. В конце дня – вечерня. А потом выносится плащаница. Поздно вечером или утром – погребальные стихи. В конце плащаницу носят вокруг храма.
Великая суббота: Литургия Великой субботы начинается с вечерни. Поется: «Воскресни, Боже». Священники облачаются в белые ризы и звучат стихи о прорвавшемся на Гроб Господень светоносном ангеле.
От пятницы до Пятидесятницы: Светлое Христово Воскресение – в полночь пение: «Воскресение твоё, Христос, спаси». Процессия обходит вокруг церкви и останавливается в дверях: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Великая ектения: «Миром Господу помолимся». В конце читают «Слово Святого Златоуста». Это день торжества веры!..
Послепасхальные дни:
Второе воскресенье (Первое – пасхальное) Фоминых (Фома неверующий).
Третье – Неделя жен-мироносиц (Память о тех женщинах, которые были с Иисусом Христом на Голгофе.
Четвертое – Неделя о «Расслабленном» - говорит о связи между грехом и недугом.
Пятое – О самарянке – равенство нищей перед Богом.
Шестое – О слепом. Исцеление слепорожденного. О духовном прозрении человека.
Седьмое – Прославляет всех святых отцов.
Вознесение – Празднуется в седьмой четверг (четверг седьмой недели, на 40-й день после Пасхи).
Иерусалим – Елеонская (Масличная) гора. Господь поднял руки и благословил апостолов. Сияющее облако славы скрыло Его.
Пятидесятница – День Святой Троицы. Настоящим началом истории церкви явился Праздник Пятидесятницы 30 года. Апостол Петр возглавил Завет Иисуса Христа, и тысячи иудеев приняли христианство. Это день явления Божия. Он же именуется Троицей: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух святой.
Накануне – Поминание всех усопших.
День Святого духа и Дни всех святых: Первый понедельник после Пятидесятницы.
Духовный День – День благодарения Духа Господня.
Первая неделя после Троицы – Память всех святых.
Глава 6. Проповедь. Беседы «Символ веры».
Если прочие песнопения поет церковный хор, то «Символ веры» повторяют все молящиеся.
«Символ» - краткое изложение вероучения (утверждено в 325 г.).
1. «Во имя Отца» - Символ говорит о вере: «Каждый человек, даже неверующий, тянется к чему-то прекрасному, перед чем стоит преклоняться...» Вера в Создателя не умирает никогда. Он назван Отцом.
Бог – любовь. Это высшая мудрость. Он не только Отец как Вседержатель. Самым явным образом открылся в Иисусе. «Символ» - исповедует веру в единого Бога – Иисуса Христа.
Иисус – это земное имя нашего Спасителя. Христос – это особое имя помазанника Божьего, искупителя, посланного в мир. Бог задумал вселенную не такой, какая она сейчас, а свободной от страданий и смерти. И человек должен был прийти к единению с Творцом. Силы, противные Богу, пытались с самого начала внести в мир зло и гибель. Но Он оставляет за человеком свободу, чтобы человек вернулся, как и отдалился.
Аминь!
2. «Во имя Отца...».
Человек не хочет жить, как Бог. С этим пришел и грех – сознательное нарушение воли Божией.
Библия говорит, что не все люди пошли против воли Божьей.
Авраам – один из первых последователей указаний Бога. От Авраама произошел род, потом племя, потом народ. Из народа Израиля Бог создал свою первую общину, ветхозаветную церковь. Она со временем переросла племенные рамки и дала начало Великой Церкви Христовой.
Этот народ попадает в рабство в Египет, но, ведомый Моисеем, чудесно освобождается, а на горе Синай получает 10 Заповедей.
Появились пророки, устами которых говорит дух Божий. Моисей перед смертью предсказал появление пророка – посланника, более великого, чем Моисей.
Божий народ поселился на Земле Обетованной. Царь Давид был помазан пророком за свою великую веру в Господа. Через две тысячи лет после Авраама появился Иисус Христос – наш истинный Учитель.
Аминь!
3. «Во имя Отца...».
В Ветхом Завете пророки не раз предсказывали, что Сущий явится миру и будет обитать среди людей. Многие гадали, как это произойдет. Но Иисус Христос явился умноженным, хотя он и совершал чудеса. Родившись от земной матери, он не сотворен, а рожден, значит, он единосущен – Он есть Истина. Он принес искупление – освобождение от власти Сатаны. Ради этого совершалось боговоплощение, когда Сын Божий принял человеческое естество. Плохо организованная жизнь привела к тому, что Богочеловек страдал. Христиане носят на груди крест – знак Спасителя. Сохраним же его заветы в своем сердце и не внешне, а внутренне.
Аминь!
4. «Во имя Отца и Сына...»
«Символ» говорит о страдании и смерти ради нас. Всякий, кто уверует в Христа, становится членом его Богочеловеческого братства. Так завершается Завет Отца с людьми, история которого начинается с Авраама. Христос находится там, где Бог. Мудрые оставили после себя свои труды. Иисус оставил после себя – СЕБЯ: «Я с вами во все дни до скончания века».
Аминь!
5. «Во имя Отца и Сына...»
Суд совершился над иудеями, когда они отошли от Завета. Судом было и само пришествие Иисуса. Суд состоял в том, что свет пришел в мир, а люди его не приняли, ибо дела их были злы. Суд продолжается и сейчас. Мы с Христом или против него. Вот в чем суть. Прежде конца мира будет Страшный Суд, который взвесит все наши грехи.
Аминь!
6. «Во имя Отца и Сына...»
«Символ» называет его Господом, напоминая, что он один в трех лицах. Дух происходит от Бога и проникает в наши души. Сначала дух осенил Иисуса Христа на Иордане, а на Тайной Вечере Иисус сказал апостолам, что уходя из мира он не оставит их сиротами, а пошлет им заступника и утешителя. И в день Пятидесятины на них снизошел Дух Святой. Он приходит к нам в храм во время торжественной литургии. Он приходит к каждому, кто принимает крещение. И если мы хотим узнать, Божий ли в нас дух, следует судить по поступкам.
Аминь!
7. «Во имя Отца и Сына...»
Веруя в Бога, мы верим в его церковь – единую, святую, соборную, апостольскую. Это как бы семя, которое Иисус посеял на земле. Апостол Павел называл его Телом Христовым. Иисус Христос передал апостолам поступать от его имени.
Апостольская – еще и потому, что с самого начала – свидетельница Евангелия – благой вести в мире.
Соборная (кефалическая – греч.) – собранная со всех концов света.
Вселенская – всеобщая. Иисус не ограничивал свою церковь Народом.
Единая – только ее одну основал Иисус Христос. Но со временем в церкви возникли расколы (по обрядам, порядкам, правилам). Сначала это привело к появлению католиков и православных... Но Иисус хотел «Одно стадо и одного пастыря».
Святая – принадлежит Богу святому и истинному.
Аминь!
Глава 7. «Символ веры» - закон. Читается словами.
«Чаю воскресение мертвых и живых будущего века».
Мы воскреснем не такими как умрем. Иисус Христос воскрес не таким, каким умер. И сейчас – Царство Божие внутри нас.
Приложения 2
Библия и литургия (эта глава написана французским иермонахом Ксавье Леоном Дюфуром).
История человечества в свете Откровения.
В центре истории Иисус Христос.
Введение
Как утверждает конституция 2-го Ватиканского Собора, "Иисус Христос присутствует в слове своем".
Литургия – не просто обряд. Это действо Божие.
Библия – это не просто книга (греч.). Это в первую очередь не слово о Боге, а слово, которое Бог обращает ко мне сегодня.
Подготовление и сотворение: в Библии повествуется, как Бог подготовил и возвещал (Ветхий Завет), а затем и совершил искупительное воплощение своего сына. С появлением Иисуса Христа все люди обращаются к нему, но народ Божий еще не обладает всем, так как ждет второго пришествия Мессии.
Прообразы и символы
Исход из Сиона созвучен с покаянием христианина – это Исход, возвращение к Богу.
Символика ночи – это не только темное время суток, но и символ Пасхальной ночи.
Драма Священной истории – она представлена в 40 параграфах и свидетельствах о единстве Ветхого и Нового Заветов.
Иисус Христос – сын Божий, сын Адамов (значит, сын Израилев и Сын Давидов – царский).
Ожидание Спасителя
В начале:
Бог сотворил Адама (Адам – человек) – это около 2 тысяч лет до Иисуса Христа.
Бог призвал Адама выйти из греховного мира. Заключил с ним Завет – пообещал ему землю и наследника.
Авраам стал отцом верующих.
От Иакова – 12 колен.
Около 1300 лет до Иисуса Христа Бог вывел свой народ из плена.
На Синае Бог даровал 10 заповедей, а Моисей возвестил о приходе Пророка.
После него:
Народ стал Божьим.
Иисус Навин перешел Иордан, завоевал землю и разделил ее меж 12 колен.
Примерно за тысячу лет до Рождества Христова царь Давид объединил 12 колен в одно царство во главе с Иерусалимом на горе Сион, а его сын Соломон построил Храм, где обитает Бог.
В 721 г. (до н.э.) Северное царство было разбито, а народ переселился в Ассирию.
В 587 г. (до н.э.) до Рождества Христова был разрушен Храм, и народ попал в вавилонский плен. Пророки возвестили, что Бог хочет обитать не в каменном храме, а в сердцах верующих.
В 520 г. (до н.э.) был построен Второй Храм, но не было царя-объединителя.
Новый пророк Илия возвестил о пришествии Христа.
Провозглашение Нового Закона Иисуса Христа в Нагорной проповеди, а с помощью одного из апостолов (Петра) – основание Святой церкви.
Иисус Христос сам положил свою жизнь, будучи послушным Отцу. Он принес в жертву своё тело и свою кровь, заключив новый Вечный Завет.
Литургия – бескровная жертва.
Жизнь на земле – жизнь в надежде на Небесный Иерусалим.
Церковь ожидает Второго Пришествия и на земле не имеет постоянного города (у иудеев и мусульман – Иерусалим).
А с пришествием будет царство небесное (и там же – церковь во славу Отца).
Аминь!
О некоторых правилах церковной жизни
Христианство есть нечто большее, чем религия Закона, которая ограничивается исполнением определенных уставов и обрядов. Приводимые ниже правила – это только средство для сближения с Богом.
Что следует помнить христианам:
1. Знать наизусть или близко:
Отче наш.
Основные заповеди Ветхого Завета.
Основные евангелистские заповеди.
«Символ веры».
Утренние и вечерние молитвы. Молитвы по краткому молитвеннику.
Обряд – любой внешний знак благоговения.
Таинство – церковь признает Духа Бога, и благодать его нисходит на верующих. Семь основных таинств:
- Крещение – знак вступления человека в церковь.
- Евхаристия (причастие) – участие в Тайной Вечере Господней.
- Миропомазание – таинство схождения Духа Господня на члена церкви.
- Священство или рукоположение – епископ (он совершает все таинства), диакон (только помогает), патриарх, митрополит, архиерей – различные ветви епископской службы.
- Покаяние или исповедь – исповедание и отпущение грехов.
- Брак – таинство освящения супружеской любви.
- Елеосвящение (соборование) – совершается над больным ради исцеления тела и души.
Посещение храма:
В Заповедях: Один день в неделю – Богу (по Ветхому Завету – суббота, по Новому Завету – воскресенье).
Храм – не только только дом молитвы, но и место присутствия Христа.
Мужчины – с непокрытой головой.
Женщины – можно в платке.
Все стоят, но больные и старые – сидят.
Когда сященник «кадит» в вашу сторону – склонять голову.
Целовать руку священнику: эта рука держала святую чашу евхаристии.
Исповедь и причастие:
Перед причастием следует проверить себя: в чем грешен перед Богом и ближними.
Грехи против Христа и церкви:
- Не отрекался ли ты от церкви?
- Не говорил ли о ней легкомысленно?
- Посещал ли храм в воскресенье?
- Не откладывал ли надолго причащение?
- Исполнял ли обещания, данные Богу?
Грехи против ближних:
- Как отношусь к своим родителям?
- Как отношусь к членам своей семьи?
- Умею ли хранить мир в своей семье?
- Бывал ли лжив, нечестен, двуличен?
- Не был ли причиной горя?
- Не был ли завистлив, злораден?
- Не искал ли господства?
Грехи против самого себя:
- Не предавался ли унынию, отчаянию?
- Не разрушил ли себя излишествами, соблазнами?
- Не тратил ли впустую свое время?
Исповедь происходит до начала литургии:
- Молитва священника,
- Исповедание грехов перед Крестом и Евангелием,
- Слово священника, обращенное к каждому в связи с его исповедью,
- Разрешительная молитва, которую священник произносит, накрыв голову епитрахилью. Примиряя человека с Богом, священник делает это не своей властью, а Христовой.
2. Церковная молитва за живых и усопших
Молитва за живых – молебен.
Молитва за усопших – панихида.
Молитва перед погребением – отпевание.
3. О домашних молитвах, духовных размышлениях и чтении Слова Божия
Молитвословием называют чтение «Правила». Состоит из ежедневной утренней и вечерней молитвы. Три «Правила»:
- Полное – в полном объеме,
- Краткое – у кого мало времени,
- Минимальное – только основная молитва.
Перед началом – осенить себя крестным знамением. Отбросить посторонние мысли.
______________________________________________________________________
|К читателю| |Воспоминания отца-1| |Воспоминания отца-2| |Проза| |Доцентские хроники| |Письма внуку| |Поэзия| |Контакты|
|Предисловие| |На чужбине| |Израиль-1| |Израиль-2| |Израиль-3| |Израиль-4| |Израиль-5|
|О себе-1| |О себе-2| |О себе-3| |О евреях| |История -Откровение| |Календарь и праздники| |Антисемитизм-1| |Антисемитизм-2| |Антисемитизм-3| |О религиях|
|Иудаизм и христианство-1| |Иудаизм и христианство-2| |Иудаизм и христианство-3|
|Иудаизм и христианство-4| |О религиях-2| |Приложения| |Заключение| |Послесловие|