top of page

Израиль. Часть 3

 

 

Экскурсии

Записи по Израилю я делал довольно беспорядочно, иногда и повторяя их. Раньше (много раньше) я прерывал их последовательность и записывал воспоминания отдельно: отпуска, учебу в академии, что-то ещё... Вот так и сейчас: напишу о нескольких экскурсиях.

Первое посещение Иерусалима было где-то летом 1994 года. Это был единственный случай, когда мы ездили вместе с Тоней: очень жарко и высок темп передвижения – тяжело ей. Думаю, что сейчас и я не выдержал бы... Это была экскурсия «Иерусалим христианский» (запишу почти полностью в редакции 1994 года).

На окраине стоит источник, из которого пила Дева Мария. Вода имеется и сейчас, но ещё со времен англичан висит табличка, предупреждающая, что вода некачественная.

Церковь Посещения – разрушалась в 4, 6, 12 веках. Сегодняшняя постройка – начало 20 века. Пояснение экскурсовода: В Израиле поклоняются местам, а не конкретным сооружениям – с этим я встречался позже много раз: слишком всё здесь древнее и первоначальные сооружения во многих случаях просто разрушены временем...

Главное, что я увидел впервые: настоящие монахи в черных (позже видел и в коричневых) сутанах и с четками. Внутри на старых стенах сохранились знаки крестоновцев (вон куда!!!).

Рассказали, что уже давно существует какая-то договоренность (видно, между иудеями, христианами и мусульманами) о свободном посещении туристами, экскурсантами и паломниками святых мест, несмотря на войны и раздоры. А пока нас всё-таки предупредили, что Старый Город – это арабский город, а камни – это оружие и Ветхого, и Нового Заветов... Чтобы мы не отставали.

Эту церковь опекают францисканские (итальянские) монахи – здоровые и сытые мужики. От 12 века сохранилась арка. В библейской истории пещера это и жилище (видел потом в Назарете), это и могила.

Горненский монастырь. На воротах надпись «Русская православная миссия». Здесь, кстати, сделал один снимок Тони у ворот миссии. Теперь это женский монастырь Московской епархии. С 1848 года там хранится настоящая икона Казанской Божьей Матери – подарок Дома Романовых.  Великая Княжна Елизавета (если я не спутал имя) жила там с 1904 по 1914 год. Позже была убита вместе со всей царской семьей. Вместе с нею была убита и ее служанка Варвара, отказавшаяся покинуть княжну. Обе причислены к лику святых.

В церкви камни от Гроба Господня и мощи Иоанна Предтечи. Вопрос (тогдашний): Почему камни от гроба? Ответ (поздний): Хоронили в пещере, завернув в плащаницу (пещера и была гробом) - так же хоронят и сейчас. Тоня русская (а значит, по здешним понятиям христианка. Тоня и в самом деле была крещеной), по нашей просьбе была похоронена в гробу.

По иудейским законам (просто упустил спросить, как это делается сейчас) через год кости откапывали, складывали их в ящичек по величине берцовой кости – и опять в ту же могилу (пещеру).

Францисканский католический монастырь. Теперь испанский. И сутаны не черные, а коричневые. Стоит на месте византийского храма 4 века (на месте рождения Иоанна Крестителя). Орган. Скамейки. Очень много паломников и просто туристов и экскурсантов.

Церковь Рождества. Это в Вифлееме – месте рождения Иисуса Христа. Сейчас называется Бейт Лехем (евр.). Здание 6 века. Место рождения – это камень с выемкой по росту младенца – как бы под каким-то столом или прикрытием. Всё это в Пещере Рождения и обрамлено 8-угольной звездой. До сего времени так и не знаю объяснения, почему 8-угольная. Говорили, это греческая... В золотом обрамлении главная икона Божьей Матери.

Дорога Скорби – это путь Иисуса Христа к месту его казни. Частично проходит по сегодняшнему арабскому базару. Всего на Дороге Скорби 14 остановок:

1 Дворец Ирода и дворик Пилата. Часовня возложения Иисуса Христа на крест и бичевания.

2 Место встречи с Марией.

3 (или 4) – выемка в стене - Иисус упал и облокотился рукой о стену.

5 (или 6) – Вероника дала Иисусу Христу свой платок. На этом месте греко-католический храм.

7 (или 8) – Церковь Александра Македонского.

9-14 - Внутри Храма Гроба Господня (на горе Голгофа). Так же, как и на месте Рождения, столик или навес. Под ним в обрамлении восьмиконечной звезды отверстие, куда вставлялся конец креста, на котором был распят Иисус Христос. От Тони и от себя поставил две свечи!!!

Плита – место снятия с креста. Паломники смачивают в ароматной жидкости, которой покрывают периодически эту плиту, носовые платки и увозят с собой.

Положение во гроб – на стене большая картина, на которой Иисус изображен в белом одеянии – плащанице, в которой его потом занесли в пещеру-могилу.

Место воскрешения. После Голгофы зашли в церковь Успения Богоматери. Показали место Геенна Огненная. Это овраг, где сжигали трупы животных. Постоянные огонь, дым, смрад пугали людей.

 

Выводы о результатах поездки в Иерусалим:

Всё, что я увидел и услышал, было для меня полнейшим откровением. Но я совершенно не был подготовлен к этому (в смысле предварительных познаний). Следовало до экскурсии хотя бы просто посмотреть Детскую Библию. К следующей поездке я был более подкован.

 

Я не стал ни верующим, ни сомневающимся. Там я прожил 70 лет в условиях «воинствующего атеизма», а здесь – четыре месяца, когда писал, или четыре года, когда переписывал (сейчас уже пять лет). Просто мне очень хочется познакомиться хотя бы поверхностно с самыми основами религии. И в качестве оправдания, что ли, моего такого желания:

Нашей идеологии примерно сто лет;

Иудаизму более 3,5 тысяч лет;

Христианству 2 тысячи лет;

Исламу 1,2 тысячи лет.

Да и количество верующих несоизмеримо с количеством атеистов. А потом... Ещё Шекспир писал: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» - в настоящее время далеко не все явления природы наука сумела объяснить.

 

А эта мысль с подачи Тони: Моя теща, незабвенная Анастасия Ефимовна, практически малограмотная, но верующая женщина, в 1942 году похоронила мужа, а потом - по трём похоронкам – троих сыновей: Александра, Якова и Виктора. И пережить это ей помогла вера в Бога. А сколько миллионов матерей обращались к Богу?! И уже одно это, на мой взгляд, оправдывает содержание тех мордастых монахов, которых я видел.

 

О продаже Святых Земель:

Личность Никиты Сергеевича Хрущева далеко не однозначна. И сказано это совсем не мною. Но вот моё мнение:

Слава ему и никий поклон за то, что развенчал культ, за раскрепощение крестьян, за строительство жилья.

Без уверенности, но с пониманием можно отнестись к его обещанию построить коммунизм через двадцать лет и к его Моральному Кодексу.

Дурак - за передачу Крыма Украине, за обормотство в ООН, за Карибский кризис.

Дважды дурак за Чижа – майора-свинаря и вообще за развал армии.

А за продажу (даже обмен на апельсины) Святых Российских Земель в Израиле стоит вспомнить ему не только кузькину, но и Никиткину мать...

 

29 ноября 1994 года. Нас привезли в «главный» клуб пенсионеров. Наш клуб, оказывается, его филиал. Там тоже старики и старухи спасаются от одиночества: рукодельничают, вышивают, читают, отдыхают... Но главное, общаются. Есть калеки, которых подвозят в колясках. Их там даже немного подкрмливают. Выражаясь нашим «старым» языком, нас привезли на торжественное собрание, посвященное празднику Ханука (позже я напишу обо всех праздниках поподробнее).

В президиум сели раввин, представитель мэрии, какой-то дядя. Сначала раввин, а потом ещё двое что-то говорили. Им аплодировали, а члены президиума пожимали выступающим руки. Потом начальник этого дома зажег свечи и пропел молитву. Потом был концерт, а потом дали по пирожку с вареньем и развезли по домам. Если отбросить пирожки и автобусы – наше родное предпраздничное мероприятие.

 

Ездили в Тель Авив в Еврейский музей. Он расположен на территории университета и посвящен истории еврейства. В музее в основном не экспонаты, а фотографии, макеты, муляжи. Но общее впечатление даёт.

Узнал: Главный инквизитор в период изгнания евреев из Испании был еврей. А комендант – немец (Ковно или Ковель) – выписал визы в Палестину тысяче еврейских семей. После войны он приезжал из Аргентины в Израиль, встречался с теми, кого спас.

 

Англичане подставили пароход с беженцами-евреями под торпеды немецкой подводной лодки, а турки (мусульмане) впустили к себе двести тысяч евреев из Испании (в 15 веке), и там никогда не было антисемитизма.

 

Богдан Хмельницкий вырезал десятки тысяч евреев, в том числе женщин и детей.

 

Когда немцы гнали через Копенгаген приговоренных евреев, король Дании надел на себя Звезду Давида и стал в строй к евреям. А то, что желтый цвет Звезды Давида – это цвет Сатаны, придумали еще в 15 веке англичане.

 

А наши вместе с американцами отказали в 43 или 44 году еврейским представителям разбомбить подъезд к Освенциму, где должны были уничтожить в газовых камерах двести тысяч евреев.

 

А в Польше, стране традиционного проживания евреев, поляки сами отдавали их немцам. И после войны Польша – страна наибольшего гонения евреев.

 

А глава Штази – КГБ в ГДР – еврей.

 

Вот и разберись тут... Вот уже сейчас (апрель 1998 года) многое из того, что нам говорили, видится как бы с разворотом на 180 градусов:

Здесь многое подается лекторами и экскурсоводами – по методичкам – так, как будто они рассчитывают, что слушатели – олим – проглотят всё, что будут хорошо говорить о евреях и плохо об остальных. А зря. По-моему, евреям одной Катастрофы вполне достаточно для сочувствия со стороны порядочных людей на сотни лет.

И ещё: известно, что маленькая ложь рождает большое недоверие.

 

Хочу вспомнить эту «маленькую ложь»:

«Иисус Христос никогда даже пророком не был и никто его не знал»... Иисус Христос был не только пророком (чего стоит одна только его Нагорная проповедь), он был знаменем, вокруг которого объединилось большое количество людей (сейчас 1,3 млрд). А то, что его вначале знали немногие, так ведь и христианство сформировалось лишь через триста лет после Рождества Христова. Кстати, ислам признает Иисуса Христа пророком.

«Иисус Христос совершил просто хулиганство, изгнав менял из храма»... «Говори правду, но не говори никогда всей правды» - старый прием. Им здесь тоже пользуются. Почему-то, говоря об изгнании из Храма менял, не добавляют, что Иисус изгнал сначала овец и быков и другой скот, которые загадили Храм. По-моему, у этого другое звучание.

В Дании издана Библия, в которой Дева Мария названа "сомнительной", скажем, женщиной... Думаю, что это чепуха с налетом пакостности.

«Христианство просто обворовало иудаизм, переняв его обряды»... Христианство и не отрицает, что оно вышло из иудаизма и признает очень многие его обряды, положения и др. А если на то пошло, то и Песах происходит от слияния двух праздников: скотоводов с закланием ягненка и земледельцев с их праздником опресноков – пресных лепешек – предшественников мацы.

«Походы крестоносцев совершались в основном, чтобы не возвращать долги евреям-кредиторам: легче их убить, чем возвращать долги»... Ну это, я думаю, вообще взято из «Квентина Дорварда»...

«Еврейская молитва – это только 15% обращения к Богу. Остальное – рассказ о Боге, о истории еврейского народа. А у христиан – это литургия – обращение к Богу»...Это совсем не так: Христианская литургия в 40% рассказывает историю человечества от Адама до наших дней. А сама литургия – это не слово о Боге, а Слово Божие...

«Понятие «Грех» в иудаизме делится на три части и только одна из них подлежит прощению»... В христианстве грехи делятся на:

Грехи против Бога,

Грехи против семьи,

Грехи против себя,

Грехи против людей...

«У иудеев нет праздника Пасха, а есть праздник Песах, а это разные праздники»... И это не верно. Просто слово Пасха – это на арамейском языке, которым, кстати, пользовались евреи последние 150-200 лет до нашей эры, а слово Песах – это на идише. Другое дело, еврейская Пасха – Песах посвящена исходу евреев из Египта, а христианская Пасха после распятия и Воскресения Христа посвящена именно Воскресению Иисуса.

 

Все эти «мудрости», как и многое там, дома, «вешались нам на уши» экскурсоводами и преподавателем ульпана (раздел «История еврейства» преподавала «наша» из Норильска. Чувствуя недостоверность, она не оставляла времени на вопросы – даже я смог бы указать ей на несоответствия).

 

А ниже – не экскурсоводы, а участники экскурсий:

Христианские паломники (я об этом уже упоминал) смачивают носовые платки в ароматической жидкости, которой увлажняют плиту, на которой лежал Иисус Христос после снятия с Креста. Здесь говорят об этом с насмешкой. А многим ли это отличается от того, что иудеи кладут записки с просьбами Богу между камнями Стены Плача?

На реке Иордан христианские паломники «смывают свои грехи»... Они не смывают, а повторяют обряд Крещения Иисуса Христа. Если на то пошло, то это иудеи если и не смывают, то как бы освобождаются от грехов накануне Судного Дня...

Всё это лишь часть из того, что нам говорилось на занятиях и на экскурсиях, и как я это увидел, прочитав Библию и Александра Меня. Не сомневаюсь, что многого я просто не понял, а написал без глубокого познания.

 

Кажется, год 1995. Нас сорвали с занятий. Не будет их и в четверг. Кажется, только сейчас я понял душу нерадивого школяра, который кричит: «Ура! Уроков не будет, учителька заболела!..»

У нас другая причина, тем более приятно. Пурим – весёлый еврейский праздник. Несколько дней назад Митрополит Кирилл сказал, что это в некотором роде прародитель 8 марта. Это праздник с карнавальными элементами. Ребята в этот раз купили для Бориски очень похожий на настоящий рыцарский костюм. Он дня три его не снимал и очень важничал. Здесь к этому подходят на полном серьёзе: Юре на работе дали для семьи несколько пакетов с конфетами и печеньем. А ведь это технический вуз...

Как и в прошлый раз, там был стол президиума и два-три выступающих (здесь подобные выступления длятся не более полутора-двух минут). Потом нам дали в бумажных стаканчиках красное вино и что-то на закуску. А потом уже немолодая певица пела на иврите и на идише (это более тоскливые напевы) какие-то песни. А когда она на чистейшем русском языке исполнила «Очи черные», а потом «С берёз неслышен, невесом...», каюсь, засопел носом... Потом развезли по домам. Так здесь работает Собес (называя по-нашему): у нас – проявляют заботу, здесь – делают.

 

26 мая 1995 года. Иерусалим. Еврейская тематика. Отличие от прошлой поездки – ездил без Тони.

Сначала несколько замечаний:

Создание очень многих строек и поселений в Израиле финансировали Ротшильды. Их именами, именами их родственников названы многие поселения, курорты, больницы.

Анекдот: Ротшильд дал таксисту пять франков. Тот заметил, что вчера он подвозил его дочь, и она дала ему двадцать франков. На это Ротшильд ответил: «Если бы у меня был такой же богатый папа, как у нее, я бы тоже заплатил двадцать франков».

В лесах водятся олени. В декабре-январе много грибов.

 

Город Натания – 60 км от Хайфы. Очень дорогие гостиницы. Центр алмазообрабатывающей промышленности – основали в 30-е годы еврейские эмигранты из Голландии.

Большой Тель Авив – примерно 1,5 миллиона жителей (сам – 500 тысяч, остальное - пригороды).

 

Кнессет – совсем не помпезное здание. Это тоже подарок одного из Ротшильдов. Зал на 120 депутатов. Чуть выше – 5-6 мест президиум, за ним Менора – семисвечник – Государственный Герб Израиля. Выше – места для гостей. В коридоре три большие картины Шагала:

     Дарование Богом скрижалей Моисею,

     Перенос царем Давидом Ковчега в Храм,

     Что-то из еврейской жизни.

Перед входом памятник: на куче валунов горящий и не сгорающий куст терновника, характеризующий еврейский народ (в Торе Моисей увидел чудо – горящий, но не сгорающий куст терновника).

С другой стороны улицы большая менора (больше двух метров) – подарок Английского Парламента: «Самому молодому от самого старого парламента». Обратили внимание на одно из изображений на меноре (тоже из Торы): молодой человек стоит перед раввином на одной ноге: «Скажи мне, но быстро, пока я стою на одной ноге, в чем суть иудаизма?»

-«Не делай другому того, чего не пожелаешь себе - в этом вся суть иудаизма. Остальное комментарии». То же есть и в христианстве. Например, «Возлюби ближнего, как самого себя»...

 

Посмотрели из автобуса (шел дождь) Грузинский православный монастырь. Здесь служил послушником и похоронен Шота Руставели. А ниже, перед выездом из Иерусалима, на террасах – Парк Сахарова. А вдоль дороги сгоревшие иорданские (наши, конечно) бронетранспортеры.

 

Музей Катострофы. Перед музеем Аллея праведников. Это деревья, посаженные в честь людей, спасших хоть одного еврея в годы войны. Дания – государство-праведник.

О Музее очень коротко: очень уж гнетущее вречатление остается. Это усиливается черной драпировкой, напоминающей черные стены подвалов.

Приход Гитлера к власти –        1933 год.

Хрустальная ночь –                    9-10 ноября 1938 года.

Конференция – полное и окончательное решение Еврейского вопроса – уничтожение –                            1942 год.

Надгробья – черные мраморные столбы (точнее, плиты), написано количество погибших евреев:

     Польша –            3 миллиона,

     СССР –               1,5 миллиона,

     Венгрия –            334 тысячи,

     Чехословакия –  300 тысяч,

     Румыния –          295 тысяч,

     Германия –         170 тысяч,

     Литва –               135 тысяч,

     Франция –            90 тысяч,

     Латвия –               85 тысяч,

     Югославия –        65 тысяч,

     Греция –               60 тысяч,

     Италия –              15 тысяч,

     Болгария –             7 тысяч,

     Эстония –               1 тысяча,

     Норвегия –              900 человек.

 

Любопытно, что Илью Эренбурга не признал ни Израиль, ни Голда Меир. Но его фотография в музее имеется.

Есть большая фотография суда над Эйхманом, которого выкрала израильская разведка. За 50 с лишним лет существования Государства Израиль смертный приговор Эйхману – единственный.

При выезде с этого участка – Троицкий Собор, в котором венчалась Алла Пугачева (в Санкт-Петербурге, кажется, была регистрация гражданского брака). Потом Русское Подворье.

Старый город обнесен стеной, в основном повторяющей очертания города (это 16 век – турки). И опять старые (старинные) названия ворот: Яффские, Дамасские, Царя Ирода, Цветочные, Мусорные.

А потом я увидел совсем неожиданное: над целым участком Города развевался Андреевский флаг. Я даже подумал, что здесь находится какая-то российская военно-морская делегация (хотя моря вблизи, кажется, не было). Оказалось, что это шотландская протестанская Церковь имени Андрея Первозванного. ...И Алла Пугачева... Вот так!!!

Потом заехали к Стене Плача. В расселины между камнями Стены кладут записки с обращением к Богу.

Площадь перед Храмом в своё время вмещала миллион прихожан.

Иерусалим в температурном плане разделен на две части: одна часть под воздействием пустыни, другая – под воздействием Средиземного моря.

 

27 апреля (1995 года) – день Катастрофы. Сняли с занятий и повезли в одну из школ Нешера. Человек двести учеников. Учителя – одни женщины. А одеты так, что у нас (в мои времена) их просто не пустили бы в школу. Для учеников, которые не уместились на стульях, вынесли штук 7-8 ковров. Ровно в 10-00 загудела сначала одна, а потом много, видимо заводских, сирен (и так по всей стране). Минута молчания – остановились все машины по всей стране – впечатляет.

Ученики инсценировали гибель людей в газовых камерах. Потом все пели гимн. Мы, конечно, молчали, т.к., кажется, никто не знал слов гимна. Очень хорошо оформлена Стена памяти (школьная) погибшим ученикам и учителям (погибли 8 учеников и 1 учитель) – это место ежедневного поклонения. Перед самым моим увольнением из школы мы установили памятник погибшим ученикам и учителям школы. Не так помпезно, но доходчивее, чем здесь.

 

9 мая 1995 года. Ездили в Тель Авив, где впервые за 50 лет отмечался этот День. Собрали громадное количество участников войны со всей страны (слышал, что собрали 12 тысяч человек участников и их жен). Обратил внимание на то, что большинство присутствующих говорили на русском языке. Выступил начальник Генерального штаба, а потом Рабин. Запомнил концовку его выступления (примерно): «Как министр обороны и премьер-министр я благодарю вас за то, что вы своей грудью защитили всё человечество и в первую очередь – евреев».

И ещё одно необычное: израильские знамена (видимо государственные) выносили два Героя Советского Союза.

Как всегда, кормили. Обратил внимание на одно маловажное событие, но оно мне напомнило Алексин: на одной из эстрад пели на русском языке бухарские евреи: «Надоело мне холостому жить, обязательно женюсь...». С этой немного хулиганской песней в 39 или 40 году нас в Алексине познакомил Лялька Жданов (погиб на фронте).

Впервые в жизни видел такое количество евреев. Большинство из них с орденами, в том числе израильскими, но в основном нашими времен войны.

 

Где-то в районе 20 мая – опять праздник, Лаг-ба-Омер (если правильно записал) – в память о восстании против римлян. Жгут костры. Ездят в лес, где дети стреляют из луков, пекут картошку.

 

А 17 мая ездили на север. Там киббуц бывших узников гетто. Создан по инициативе руководителей Варшавского восстания. Музей почти такой же, как музей Катастрофы (в Иерусалиме). Очень впечатляет макет лагеря Треблинка-2, в котором уничтожены 800 тысяч евреев (штат всего 200 человек, из которых 150 украинцы).

Узнал, что Варшавское гетто существовало 400 лет. Немцы этому слову придали зловещий смысл. Поляки выдавали немцам евреев и цыган.

В Венгрии сейчас 10 миллионов жителей. Из них 500 тысяч цыган. Бывают погромы. Скоро откроется музей для детей (из 6 миллионов евреев, погибших в Катастрофе, 1,5 миллионов – дети). 

Дорогой Боец из рукописи.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      (Из рукописи)

 

Экспонируется будка с бронестеклом, в которой судили Эйхмана – потрогал рукой.

 

Два ПОЧЕМУ:

Почему ни одна страна мира не вступилась по-серьезному за евреев?

Почему везде экспонируется материал о гонении евреев и крайне мало о сопротивлении?

 

На обратном пути заехали в Акко. Этот город – старинная крепость. Стены из громадных тесаных камней высотой в пятиэтажный дом. Видел, как мальчишки по 14-15 лет прыгали солдатиком с этих стен в море. Значительная часть стен разрушена, в них множество кафе и ресторанов (море плещет прямо на уровне пола такого ресторана). Население: турки, друзы, курды, арабы, евреи.

В конце мая ездили в киббуц, созданный ещё в 1927 году. Это что-то наподобие наших коммун, но с учетом сегодняшнего дня.

Профиль:

Животноводство. Надои – 10-12 тысяч литров. Рекордсменка – до 15 тысяч литров молока. Корову, дающую 5 тысяч литров молока, забивают на мясо (у нас дояркам, надаивающим по 5 тысяч литров, давали Героя Социалистического труда.

Земледелие: корма, все виды овощей и фруктов. Какой-то специальный лук, позже я его пробовал у Елены Ефимовны (бабушки Жени, друга нашего Бориса). Многое идет на экспорт.

Общее впечатление: почти не видно людей. Будто трактора сами работают.

Питание киббуцников: прекрасная столовая. Фрукты и овощи бесплатно. Желающие берут обеды домой.

Оплата: деньги зачисляют на счет в банке, высчитывая в льготном исчислении за коммунальные услуги и питание.

Жильё: отличные квартиры в двух уровнях.

Дом престарелых: на уровне лучших санаториев.

Отпуск: 45 суток. Неиспользованные дни накапливаются.

Принимают после двух лет испытательного срока. «Отказники» - в основном, это наши.

 

8 декабря 1995 года. Ездили в Тель Авив на траурную церемонию в память гибели Рабина. Опять съехались ветераны войны со всей страны. Сначала завезли на то место, где его убили. Стоит венок и поминальные свечи. Часа два проверяли (каждого) при входе. Большой буфет с бесплатным и ненормированным ассортиментом различных закусок и питьём.

Выступил Перес – новый преемник, начальник Генерального Штаба и другие. Начали с чтения поминальной молитвы, а закончили гимном Израиля.

 

Сегодня 3 апреля 1996 года. Пасхальный седер (завтра Пасха – Песах). Вдвоём с Виктором (из Кишинева) заглянули в синагогу. Я был в православной, католической, лютеранской, немецкой и других церквах, был в мечети... А в синагоге впервые. Раввин что-то читал, раскачиваясь сверху вниз (вперед). Потом пошли в свой клуб, где были накрыты столы. Молодой парень (выпускник юрфака МГУ) руководил предпасхальным седером. Это разбитая на пятнадцать частей и перемежающаяся соответствующими молитвами трапеза, символизирующая жизнь евреев в египетском плену и выход их оттуда. Так же и вся подаваемая еда: сначала бедная и горькая (это первые десять угощений), а потом всё более вкусная – фаршированная рыба и много других вкусных вещей, но я уже не мог её есть, так сильно был набит живот на первом этапе.

В этой связи анекдот, который любили рассказывать узбеки: Пригласили узбеки в гости русского. Стали его угощать. Он наелся лепешками, виноградом и тому подобными закусками, а когда подали плов, он не мог его есть. Решил, что в следующий раз его не проведут. Виноград, конфеты, чай с лепешками не стал есть, ожидая, когда подадут плов. А его не подали: узбеки не каждый день готовят плов, а лишь по пятницам. Очень близкое произошло и со мной во время пасхального седера.

 

5 мая отмечали День Победы. В Израиле этот день не 9, а 8 мая. И не день нашей Победы, а День Победы во Второй мировой войне. Стали отмечать только через 51 год, в 96-м году. После небольшой официальной части под тосты (и без) пошло всё, как там у нас. Видимо, с учетом контингента – посередине стола литровая бутылка водки и селедочка с лучком (наверно, консультировались у знающего человека). Потом начались танцы. Мы с Тоней последний раз танцевали, кажется, на серебряной свадьбе.

Вот такие наблюдения:

Оказывается, еврейские танцы хороводные.

Это еврейская (Румыния) песня «Марфуша, как берёзочка стройна», а Цфасман сделал из нее фокстрот.

А Эдди Рознер сделал из другой: «Старушка не спеша дорожку перешла». А в войну пели: «Барон фон дер пшик...».

«На рыбалке у реки...» пели на иврите (без меня, конечно).

А потом пели Гимн Израиля. И один из наших сказал: «Я стоял «смирно» при исполнении Гимна СССР, России, Латвии... И вот теперь – Израиля». Подумалось: «А у меня вместо Латвии был Казахстан».

А потом Михаил Семенович сказал: «Можно, конечно, ругать СССР, но откуда тогда взялись летчики и моряки, танкисты и пограничники, полковники и подполковники, которых сегодня славили?..»

 

14 сентября 1996 года – это Новый 5757 год по еврейскому календарю.

Не записывал четыре месяца – писал о религиях и евреях. Но это я запишу отдельно:

За это время участвовал в выборах – премьера и по 21 бюллетеню в кнессет.

Ездил (и, кажется, дважды) на Голаны.

Был на озере Кинерет. Это место многих проповедей и чудес, совершенных Иисусом Христом. Озеро расположено на 200 м ниже уровня моря (Средиземного), а какая-то гора (забыл) на Голанах 2200 метров выше и на ней зимой бывает снег. Кстати, Мертвое море -400 метров.

Видел бедуинов. Они приходят из пустыней, арендуют земли на 3-4 года, что-то выращивают и опять уходят в пустыни (похоже на наших цыган).

Проезжал гору Кармель. В Ветхом Завете написано, что ещё язычники, пытаясь доказать правильность своих религий, разожгли 450 кострищ и пытались их поджечь (всё это на этой горе), но загорелся лишь один костер, хотя тот и поливали водой – костер, у которого был Илья Пророк.

Еврейские поселения (не города) - белые с красными крышами (привезли образцы из Европы – Голландия, Дания, Германия), а арабские - серые с плоскими крышами (потом достраивают вверх сыновьям, чтобы не покупать новые участки, они очень дорогие). Очень много черкесов, которые ещё в 19 веке ушли из России в Иорданию.

Гора Кармель – Сусун. Здесь Ричард Львиное Сердце потерял в битве Крест Господень, который крестоносцы несколько раньше нашли (отвоевали).

 

Святые города в Израиле:

Город Хеврон – первый Святой город Израиля. Похоронены Яаков, Исаак, Ривка, Сара.

Город Иерусалим – второй Святой город Израиля.

Город Цфат – третий Святой город Израиля.

Город Тверия – четвертый Святой город Израиля.

 

Озеро Кинерет – основной источник пресной воды Израиля. Пополняется с Голан. Интересна карта, на которой видно, как сирийцы ещё в 1964 году пытались отрезать Израиль от получения пресной воды. Спуск к озеру напоминает спуск к озеру Кара-Су (между Андижаном и Фрунзе), но там совершенно дикая природа, а здесь всё обустроено: пляжи, различные лодочные и другие станции, множество «забегаловок».

Тверия – здесь много следов турецкого владычества, в том числе турецкая крепость в центре города...

Алмазная фабрика: видел обработку алмазов. А несколько позже видел то же у нас в Якутии (по телевизору, конечно). То же да не то же: здесь, да и в Натании, лучшие в мире гранильщики алмазов, ведущие своё ремесло ещё от голландских ювелиров (в 5-10 поколении) – это мужчины по 50-60 лет. Там – девочки-якутки. Да и приспособления – это можно определить на глаз – сильно отличаются.

Израиль ежегодно продает алмазы на 4 миллиарда долларов.

При фабрике имеется магазин, где продают (только для коллективных экскурсантов) ювелирные изделия без накладных расходов - дешевле, чем в ювелирных магазинах, которые размещены у нас в Хайфе буквально на каждом шагу.

Ниже по реке Иордан – земляной разлом, по которому бывают землетрясения. Предполагают, что города Содом и Гоморра погибли от такого землетрясения.

Обратил внимание (моё мнение), что здесь большинство ювелирных магазинов торгуют изделиями из золота с бриллиантами (у нас в школе серьги и кольцо с бриллиантами были только у Рафики Бекеновны), есть, но меньше, из серебра и совсем мало из полудрагоценных камней (цветные камни).

 

Моё мнение по поводу вражды между арабами и евреями: Арабы (палестинцы) и евреи получили в 47 году для совместного проживания одну маленькую комнату... В СССР, помнится, было много разговора о том, что евреи захватили арабские земли. Если даже отбросить угрозы (начиная с Насера) «смести всех евреев в море», то не захватил ли СССР Карельский перешеек и Туву, Сахалин и Петсамо, Прибалтику и Пруссию, польские земли (которые после войны Союз частично компенсировал Польше германскими), Молдавию... И разговоры о том, что всё это получено в ходе войны... Так ведь и Израиль получил Голаны не в качестве подарка от Сирии.

 

Голаны. 75х25(30) км. Но это не только треть водных ресурсов Израиля, не только сельхозугодья. Это и стратегическое положение. Со смотровых площадок на Голанах (в сторону озера Кинерет) видно и не специалисту, что не только Тверия, но и все дороги и населенные пункты этой части Израиля находились под прямой угрозой ракетно-артиллерийского обстрела. С другой стороны Голан видно Сирию. Вдоль границы много противотанковых рвов и минных полей (ещё даже и со времен 1 мировой войны).

В первых числах ноября 1997 года ездил в город Нацерет (Назарет по-христиански), где тридцать лет (из 33) жил Иисус Христос. Город состоит из двух частей: верхний – иудейский и нижний (этот побогаче, так как ему помогают богатые христианские общины всего мира. Мэр города – традиционно коммунист (в кнессете два коммуниста).

Церковь Благовещения – Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть, что она родит Иисуса (Бог спасет) Христа. Видел службу. Причащают не как у нас – ложечкой, а прямо из общего бокала. Края вытирает священник платочком или салфеткой. Много паломников. Много молящихся, в том числе и евреи-христиане с крестами поверх одежды.

Рядом Храм Святого Семейства. В нише скульптура: Дева Мария, Иисус Христос и его отчим – Иосиф.

Храмы построены в 4 веке. Разрушены и восстановлены крестоносцами. Разрушены землетрясением. Сегодняшние – это постройки 1968 года. Много подношений – подарков. Видел мозаичное панно – подарок украинской церкви. Говорили, что очень красиво раскрашивается в период Рождества.

В Храме Святого Семейства спуск под землю. Там жил Иисус Христос. Позже (уже в 1998 году) мы там были с Олегом и спускались с обратной стороны (у Олега остались фотографии с изображением жилища Иисуса Христа). Далее проехали арабскую деревню – Калкана (в Библии Кана Галилейская) – это место, где Иисус начал свои чудеса (превратил воду в вино). По пути много богатых 2-х и 3-х этажных вилл – живут богатые арабы.

Деревни друзов и черкесов. Друзы считают себя потомками Авраама и родственниками Моисея. Они дают и выполняют обет честности.

Далее – деревня Мигдаль. Там жила Мария из Мигдаля (это по Библии) – Мария Магдалина.

Внизу у края озера протестантская церковь, где Иисус Христос накормил пять тысяч христиан, спустившихся с горы после Нагорной Проповеди, выслушанной ими в Нагорийском Храме от Иисуса Христа, пятью хлебами и двумя рыбами. Храм после многочисленных разрушений построен в 28 году нашей эры и перестроен в 48 и 83 годах... Сохранилась каменная чаша и другие приспособления для приготовления оливкового масла (узнал, что оливы и маслины – это одно и то же ?!?).

 

Не уловил: Гора или Камень Умножения Хлебов. На горе (почему-то не заехали) французская церковь, где произносилась Нагорная Проповедь. На озере Корабль Времени – видел, но не уловил объяснения экскурсовода. Чуть дальше небольшая очень красивая православная (греческая) Церковь Семи Апостолов (семь первых рыбаков, ставших учениками – апостолами – Иисуса Христа). И первый из них – Андрей Первозванный. Купола малинового цвета. Здесь бывал Н.В. Гоголь. Священник говорит по-русски. На вопрос, как он справляется с таким большим садом, отвечает: «Почему один? У меня есть два рука и Божья помощь».

 

Река Иордан – место крещения Иисуса Христа. На самом-то деле крещение производилось на реке Иордан значительно ниже по течению, ближе к Мертвому Морю, но там река пересыхает (в настоящее время) и теряется в песках, поэтому место оборудовали недалеко от выхода реки Иордан из озера Кинерет. Крестит священник путем зажимания рта и носа одной рукой и опрокидывания в спиной в воду. Богатые паломники (я видел американцев) покупают воду (рядом специальная лавочка, где продают белые балахоны, маленькие бутылочки, в которые паломники набирают воду) с места крещения и увозят с собою. Всё – ранее совершенно мне не знакомое. А ведь это тысячелетняя история!..

 

Когда я об этом написал Василию и послал некоторые фотографии, то он ответил, что многое из моих сообщений всколыхнуло в памяти детские воспоминания. Мама у них была религиозная и, видимо, ребят водила в церковь (Тоня тоже рассказывала). Во всяком случае, многое из того, о чём я писал, для них знакомо. Раз я сталкивался с понятием «Иордан» в Алексине (ведь так называлась прорубь, в которой «крестились» 19 января некоторые мужики), то они знали это тем более.

<< предыдущая          следующая >>

______________________________________________________________________

|К читателю|  |Воспоминания отца-1|  |Воспоминания отца-2|  |Проза|  |Доцентские хроники| |Письма внуку|  |Поэзия|  |Контакты|

bottom of page