ЮРИЙ БЕЛИЛОВСКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Религия – это не наука. В нее нужно верить, и тогда будут и Адам с Евой, и божественные чудеса. Или не верить...
«Господа! Если к правде святой Мир дороги найти не умеет –
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!»
«Им тирцу эйн зо агода»
«Если захотите, то это не сказка» (Т.Герцль)
(За точность цитаты - тем более русскими буквами - не ручаюсь, но смысл цитаты, кажется, сохранен).
О религиях
Из христианства: «Нет ни эллина, ни иудея,
Нет ни варвара, ни скифа»
Вера – личная вера. Каждый верит лично.
Религия – организованная вера.
Религиозная организация – организация единоверцев.
Александр Мень пишет, что Писание не претендует на научное изображения конкретного хода миротворения...
Мнения
Там (дома) я совершенно ничего не знал о религии. Помнится, в детстве (наверно, в начале тридцатых годов) я видел антирелигиозный плакат – лётчик, поднявшийся за облака, рассказывает потом: «Вот я побывал в небе, но ни бога, ни ангелов не увидел». Смешивая понятия, нам на таком уровне морочили голову... Верили.
Прожив в Советском Союзе 70 лет, я был воспитан убежденным атеистом. Этому способствовал весь уклад тамошней жизни. Мне приходилось изучать труды Маркса, Энгелься, Ленина, Сталина. Правды ради следует сказать, труды-то я читал только Сталина. А с главными классиками занимался в основном по брошюрам Александрова, Константинова, Митина и Минца, которые идеи и отдаленные по времени события и мысли умели упростить и увязать с сегодняшним (тогдашним, конечно) днём. Полученных таким образом знаний вполне хватало, чтобы сдать экзамены и зачеты. А больше мне и не требовалось...
Религией в этих работах и не пахло. А армейская жизнь тем более не способствовала даже самому поверхностному знакомству с философией, тем более религиозной. Заинтересоваться же этими вопросами сейчас меня побудили не какие-то там «сомнения» и совсем уж не то, что «дьявол к старости становится монахом»... Просто появилась возможность, а за ней и желание хоть поверхностно (отдаю себе отчет и подчеркиваю, что только поверхностно) познакомиться с совершенно не ведомым мне громаднейшим пластом человеческих знаний, философий, образов мыслей миллионов и даже миллиардов людей. С тем, от чего там мы были отлучены. К тому же можно «убить» свободное время и приглушить ностальгию.
А вот современная статистика (А.Мень, 1984 г.):
Христиане -1184 млн. (739 млн. католики)
Мусульмане - 567 млн. (где-то прочитал 800 млн.)
Конфуцианцы - 300 млн.
Буддисты - 300 млн.
Шинтоисты - 61 млн.
Даосисты - 31 млн.
Политеисты - 90 млн. (Африка, Америка, Австралия)
Иудеи - 15 млн.
450 млн. христиан в Европе, 451 млн. в Америке. Бурно растет число христиан в Африке: 1900г. – 5 млн., 1974 г. – 155 млн.
Не знаю, к месту ли, но так и тянет спросить: «Они что же, все дураки, а я один – неверующий - умный?
А вот мнения великих о религии:
Ломоносов: «Я верю в Бога Спинозы, проявившего себя в упорядоченности природы».
Дарвин: «Трудно и даже невозможно представить себе эту чудесную Вселенную... Я вынужден обратиться к Первопричине...»
Циолковский: «Бог есть причина всех явлений: причина вещества и всех законов».
Толстой: «У меня были времена, когда я чувствовал, что становлюсь проводником Воли Божией».
Чаадаев: «Те много ошибаются, кто пророчества Святого Писания почитают простыми предсказаниями, предвещанием будущего и ничем больше. В них заключено учение на все времена».
Пушкин: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли поименно ко всем обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром, приудрученные унынием, откроем ее случайно, то уже не в силах противостоять её сладострастному увлечению и погружаемся духом в её божественное красноречие».
А вот современное:
В «Комсомольской правде» (апрель 1996 г.) под заголовком «Мы верим» дана рецензия на книгу 53 американских ученых, многие из которых - лауреаты Нобелевской премии по физике, химии, биологии. Они на основе современных научных достижений развенчивают теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны.
Вот их выводы:
1. Мир слишком совершенен, чтобы случайно возникнуть из хаоса.
2.Теория эволюции до сих пор не проверена и не доказана.
3. Животные и человек всегда существовали в нынешнем виде.
4.Времени для эволюции не было. Геологический разрез был сформирован в одну эпоху.
5. Мир возник однажды в законченном виде.
6. Жизнь кем-то спроектирована и сотворена.
Меня всю жизнь учили иному, но... имена... Тем более, что у всех этих ученых сомнения совсем не по поводу того, можно ли было с самолета, поднявшегося за облака, увидеть бога, ангелов и т.п. А по поводу создания мира и зарождения жизни на земле. И здесь, кажется, самое время вспомнить Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Вот мне и захотелось пусть на самом примитивном уровне хотя бы познакомиться с основными мировыми религиями. А «богоискательство», выражаясь языком моей далекой молодости, мне не угрожает хотя бы уже потому, что слишком мало у меня осталось времени по сравнению с прожитым.
Прочитанная литература:
Тора
Библия
Детская Библия
А.Мень, протоиерей. С/С 1-7 том
З.Миркина, Г.Померанц, Великие религии мира
Об атеизме
Мне сейчас видится, на каком низком, чтобы не сказать примитивном уровне стояла там (дома) атеистическая работа (пропаганда). Но вот в «Литературке» напечатана статья двух академиков-физиков. Кратко изложу:
Авторы подчеркивают, что атеистов не так уж и мало.
Это показатель материалистических и атеистических воззрений в сегодняшней России.
Безнравственный и безграмотный т.н. «воинствующий атеизм» привел многих к отождествлению большевизма с атеизмом. Это неправильно.
Атеист полностью отрицает бога.
Суждение о религии, науке, искусстве является интуитивным.
Справедливость материализма и атеизма нельзя логически доказать, так как это понятие интуитивное.
Есть просто верующие в Бога, мол, что-то там есть, и есть обрядово религиозные.
Есть еще агностики, которые на вопрос «Есть ли бог?» отвечают «Не знаю».
Очень значительная часть людей посещают религиозные богослужения из-за соседей, по традиции и т.п.
Необходимо строгое отделение церкви от государства, что очень часто сейчас в России нарушается.
Сегодняшняя православная церковь выступает против «чудес» Кашпировского, Чумака и других «знахарей», выступая при этом за свои «чудеса», которые облагорожены религией.
Мистика, тайна, вера - это три кита, на которые опирается любая мировая религия.
Только в этом веке наука обогатилась новыми открытиями.
Полное незнание многого из физики, химии, биологии и др. – повод к тому, чтобы поверить в любые чудеса.
Вместе с тем, вера в Бога способна облегчить жизнь, помочь в трудные минуты. Уже в этой связи должна быть обеспечена свобода религии.
Со временем позитивные функции, которые свойствены религии (например, воспитание нравственности) перейдут к семье, школе, искусству.
А через неделю - опять большая статья в местной русскоязычной газете. По-моему, послабее первой. Там всё-таки академики и лауреаты, а здесь просто журналист не согласен с атеизмом.
А я? Я, конечно, не могу ни согласиться, ни возразить даже журналисту, хотя я и чувствую, что он «не дотягивает» до уровня академиков.
Очень многое в Торе, в Библии, в Коране мне просто не по зубам. Но я с большим удовольствием прочитал протоиерея А.Меня. Я пишу для себя, поэтому мне позволительны любые вольности. С этим допущением я позволю себе сравнить А.Меня с Константиновым, Александровым и другими, кто в свое время «переводил» классиков марксизма-ленинизма на понятный мне язык.
Истоки религии
В примитивном обществе всё окрашено религиозными представлениями, религиозным обрядом, но религии в чистом виде нет. Люди каменного века начали совершать похоронные обряды.
Человеческий «обряд», вероятно, вырос из обрядовых игр животных. До сих пор примитивные обряды похожи на игры: танцы ряженых, хороводы, танцы в масках.
Обряд – это игра в действительность, рассказанную в мифе.
Миф – это история, которая объясняет происхождение обряда и приписывает обряду смысл, которого мы, цивилизованные люди, обычно в обряде не находим. Мифы рассказывают о таинственных силах, управляющих миром, и вечной стране, куда люди попадают после смерти.
Одним из первых образов был образ Матери. Рядом стоит Отец...Образ Огня...
Затем появляются колдуны (ведуны). Они верили в то, что говорили (ведали).
Многобожие – политеизм.
Однобожие – монотеизм.
Завершенный образ религии придают профессионалы – священники.
Сумерки Олимпа и греческая мистика
Глава 1. Греция и Иония (1000-600 г.г. до н.э.)
Со времен Троянской войны изменился сам образ Греции. Появились новые города – полисы. Появилась общегреческая письменность. Увеличилось население. Разворачивались новые поселения по берегам Средиземного моря (Неаполь, Константинополь, Марсель, основанные греческими колонистами), а также Одесса и Феодосия.
Именно в это время появились изречения: «Честь следует за богатством» и «Деньги делают человека».
Глава 2. Очеловеченные боги. Спарта и Афины (8-6 в. до н.э.)
Спарта. Девиз: «Процветать и повиноваться». Спартанцы называли себя «Община равных». Это военный лагерь. Стол обильный, но никаких излишеств.
Афины. Город кипел политическими страстями. На политическую арену вышли все граждане – демос.
В 509 году до н.э. правитель Клисофен ввел тайное голосование – остракизм. Но скрижалями веры оставались идеи Гомера – очеловечение богов. Греки строили храмы – обиталища богов (например, храм Зеры на юге Италии). В этом есть что-то общее с иудеями (Иерусалимский Храм).
Аполлон – бог красоты.
Афина Паллада – покровительница войны и мудрости.
Глава 3. Мистерии Элевсина (7-6 в. до н.э.)
Деметра – богиня нив и цветов.
Обряды приобрели характер таинственных священнодействий – мистерий. Они обещали земное благополучие и бессмертие. В основе мистерий были пантомимы, изображающие богов и героев. Представители всех слоев общества испытывали благоговение перед мистериями.
Глава 4. Дионис. Европейская Греция. (650-550 г.г. до н.э.)
Дионис или Вакх – бог производительной мощи природы. Проповедовал слияние с природой. Он же – бог безумства (вакханалий). Он же – бог вина. Постепенно оргии ограничили.
Глава 5. Орфическая теория (Афины, 6 в. до н.э.)
Орфей – прекрасный юноша и музыкант. Олицетворял гармонию человеческого духа. Появился орфизм – обожествленная стихия – одно из великих прозрений дохристианской истории.
Глава 6. Мир как гармония. Пифагор, Южная Италия
Пифагор был не только математиком, но и философом. Он первый мыслитель и духовный наставник Эллады. Стремился углубить и развить теософию. Образовал союз, где стал духовным наставником (это было одно время с Буддой, Конфуцием, Иоанном). Отделял естественное начало от божественного. Впервые назвал природу космосом. Проповедовал неубиение. Лучшая проповедь – музыка.
Глава 7. Ионийские мудрецы. (650-340 г.г. до н.э.)
В 6 в. до н.э. при Навуходоносоре вновь расцвела вавилонская культура. И орфики, и пифагорийцы были обязаны истоками восточной культуре. В г. Милете философия впервые была признана самостоятельным предметом. Отправным пунктом науки стала вера, а главной целью греческой философии – искание бога.
Анаксимандр (610-546 г.г. до н.э.) – первым предположил, что Земля – это не остров на воде, а тело, парящее в пространстве. «Исток всего сущего не подлежит человеческому определению. Он бесконечен».
Ксенофан – слушатель этих выступлений, певец. Отрицал греческих богов. Бог – источник жизни. Он помогает людям творить правду.
Глава 8. Парменид и Гераклит – два антипода. Элея и Эфея (565-540 г.г. до н.э.)
К старости Ксенофана стала складываться философская школа.
Парменид (род. ок. 550 г. до н.э.) – разочаровался в мистерии. Главное – бытие существует и перестать существовать не может. Единая мысль: «Если всё есть бог, то нет ничего кроме него».
Гераклит (540-470 г.г. до н.э.). Главное: «Всё течет... Борьба – отец и царь всему».
Глава 9. От разумного мира к мировому разуму. Анаксагор, Афины (506-428 г.г. до н.э.)
Главное – закономерность и стройность планетарного устройства.
Перикл – ученик Анаксагора в 444 г. до н.э. был избран правителем Афин При его правлении заложены храмы Акрополь, Парфенон и др.
На распутье
Глава 10. Провидение или рок
Эсхил (525-456 г.г.). Афины. Подлинный создатель античной трагедии. В центре его творчества Трилогия о Прометее.
Божество и добро едины. Человеческая справедливость есть отражение справедливости божественной.
Глава 11. Перед миром неведомого. Афины (5 в. до н.э.)
Софокл (496-406 г.г. до н.э.) – ещё сильнее вера в человеческое начало.
Летом 432 г. до н.э. Спарта напала на Афины. Началась Пелопонесская война. Софокл теряет оптимизм: «Все во власти судьбы».
Глава 12. Во власти сомнений. Афины (5 в. до н.э.)
Еврипид (480-404 г. до н.э.). Драма «Геракл». Скептик. Верит в злые силы.
Глава 13. Механическая вселенная
Демокрит (460-370 г.г. до н.э.). Мир – это бездонная пустыня, в которой без цели и смысла носятся атомы. В основе – случай. Закономерность вторична. Его античный материализм покоится на древнеязыческих верованиях.
Глава 14. Софисты. Афины и греческие колонии
Никто не видел ни атомов, ни Сущего. Значит, единственное данное нам – наши ощущения.
Протагор Абдерский (481-411 г.г. до н.э.): «Человек есть мера всех вещей, существующих и не существующих. Истина – это то, что он ощущает».
Горгий (483-375 г.г. до н.э.): «Поскольку божество всеобъемлюще, для человека его просто нет».
Софисты пришли к отрицанию философии.
Глава 15.
Человеческое Я – центр мироздания – предпосылка открытия Бога (Томас Манн).
Глава 16. Сократ и Афины (421-411 г.г. до н.э.)
Платон (420-348 г.г. до н.э.) – ученик Сократа. Закон легко нарушается при олигархии, монархии, тирании.
Глава 17. Годы странствия Платона
Влияние философии Платона распространилось до наших дней. В платонизме отсутствовало главное в христианстве – дух свободы. Сочетал учение о едином с верой в Бога.
Глава 18. Между двух миров (387-317 г.г. до н.э.)
Платон основал Академию.
Видимое бытие укоренено в невидимом.
Глава 19. Гармония без свободы (370-354 г.г. до н.э.)
Добро без свободы неизменно оказывается злом.
Глава 20. Логос и Хаос. Отречение от Сократа
Верховный Разум творит мир по образцу своего совершенства. Хотя Логос по существу во многом упорядочил Хаос, тот необратим.
Аристотель и конец старой Эллады
Глава 21. От Академии до Лицея (347-335 г.г. до н.э.)
Аристотель – ученик Платона и учитель Александра Македонского. Образовал в Афинах свою школу – Лицей. В основе математика.
Глава 22. Научная метафизика
«Первая философия» впоследствии была названа метафизикой. Аристотель собирался подвести под идеализм Платона более прочную базу.
Глава 23. Александр. Запад и Восток (334-322 г.г. до н.э.)
Смерть А.Македонского явилась как бы ответом на кредо «превратить человека в бога». При всех громких победах эллинов единственной точкой на земле, где они встретили сопротивление, было еврейское государство. Свою веру евреи ревностно защищали от всех посягательств (Маккавеи).
Когда в Греции только зарождалась религия, в Израиле во весь голос звучали голоса пророков. Затем – христианство.
(Из рукописи)
______________________________________________________________________
|К читателю| |Воспоминания отца-1| |Воспоминания отца-2| |Проза| |Доцентские хроники| |Письма внуку| |Поэзия| |Контакты|
|Предисловие| |На чужбине| |Израиль-1| |Израиль-2| |Израиль-3| |Израиль-4| |Израиль-5|
|О себе-1| |О себе-2| |О себе-3| |О евреях| |История -Откровение| |Календарь и праздники| |Антисемитизм-1| |Антисемитизм-2| |Антисемитизм-3| |О религиях|
|Иудаизм и христианство-1| |Иудаизм и христианство-2| |Иудаизм и христианство-3|
|Иудаизм и христианство-4| |О религиях-2| |Приложения| |Заключение| |Послесловие|