ЮРИЙ БЕЛИЛОВСКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Об антисемитизме. Часть 1
В течение многих веков видные люди Земли пытались определить причины нелюбви к евреям. В частности, в своё время этому уделяли внимание ученые Фрейд и Эттингер, наши философы Соловьев и Бердяев, такой тонкий психолог, как Стефан Цвейг. Мне легче проскочить за их широкими спинами. Поэтому – вперед, добавлю свои соображения...
Антисемитизм – это не только прошлое. Это настоящее. Это, похоже, и будущее!!!
«Антисемитизм невозможно объяснить с помощью обычной человеческой логики. Это такая же неодолимая страсть, как ревность или маниакальная склонность к убийству. Собаку нет никакой необходимости натаскивать на кошек. Она и так, согласно непознаваемым биологическим законам, с рождения ненавидит их племя» (Жан Поль Сартр).
Конечно, это стыдоба, но становится похожей на истину фраза одного бедового журналиста: «У России был один шанс выиграть войну в Чечне – объявить тамошнее население скрытыми евреями».
«Я часто спрашиваю у себя, почему так неприязненно относятся к евреям? Могу это объяснить только так: они и не лучше, и не хуже остального человечества. Они просто другие». (А.Эйнштейн).
А у меня всё равно вопрос: Почему именно евреи? Ведь «другие» - и китайцы, и японцы, и – уж совсем – негры...
«Люди делают множество разнообразных гадостей друг другу, но антисемитизм считаю всё-таки гнуснейшей из них». (М.Горький).
«Антисемитизм – это поганое чудище. Это аномальное чувство посредственного человека. Он порожден комплексом неполноценности, который переходит в агрессивно-озлобленное высокомерие по отношению к другим. Я не верю, что антисемиты любят свой народ, ибо антисемитизмом они подрывают престиж собственной нации» (Евгений Евтушенко).
«Антисемитизм – это психологическая проблема. Её источник находится не в реальности, а в мозгу антисемита». (М.Даймонт).
«Причины антисемитизма не имеют никакого другого объяснения кроме дьявольской природы человека». (С.Гольдман).
Антисионизм – существует и такое понятие. Мне думается, что это ближе к религиозному антисемитизму.
И, наконец, есть еще одно понятие – асемитизм, о котором я услышал впервые. Это по определению Жаботинского – предтеча антисемитизма. Это априорная нелюбовь к еврейскому народу. Следует отличать антисемитов от асемитов. Последних значительно больше.
Итак: антисемитизм, антисионизм, асемитизм.
А у меня опять вопросы: А почему? А за что? А почему именно к евреям?
Мне видятся несколько видов антисемитизма (моя собственная классификация):
1. Государственный антисемитизм,
2. Религиозный,
3. Бытовой,
4. Надуманный.
Я допускаю несостоятельность моей доморощенной классификации, но так мне легче разобраться. Кстати, в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба» упоминается ещё физиологический антисемитизм.
Попробую коротко написать о каждом из этих видов, но сначала вообще о национальных отношениях (в худшей их части), которые имели место там, дома...
Советский Союз был слишком многонациональным государством, а провозглашенная на государственном уровне дружба народов в значительной степени носила декларативный характер и при развале государственных устоев быстро переросла в кровавые конфликты (Карабах и турки-месхетинцы, Абхазия и Бессарабия, Таджикистан и Баку, Фергана и Ош, множество более мелких стычек и, наконец, совсем уж серьезно – Чечня...
«Нехристь» и «Татарин – свиное ухо», «Хохлы», «Бульбаши», «Чучмеки» и многое-многое другое. А ведь это в мирное время, в период, так сказать, дружбы народов. А вот такие высказывания: «Самый последний советский человек на голову выше любого зарубежного чинуши», - это установка партии. Или бытовое: «Там, где прошел казах (узбек, украинец и т.п.), там русскому (еврею, прибалту и т.п.) делать нечего», «Когда еврей шел туда, татарин шел обратно». Это можно долго и, главное, похоже повторять.
А вот что было в войну: Выселение немцев, крымских татар, чеченцев и ингушей, турок-месхетинцев и многих других... И всё это по национальному признаку.
А воинские формирования у немцев в период войны: «Власовцы», «Корпус «Туркестан», «Бандеровцы», «Бульбовцы», «Прибалты»...
А вот это в последние годы: Я семнадцать лет проработал в казахской средней школе военруком и, несмотря на языковый барьер, имею довольно-таки четкое представление об их истинных чувствах к приезжим, которых, не мудрствуя особенно, объединяют под общим понятием «русские». А когда всё стало разваливаться и не стало четкой системы контроля и сдерживания, казахи выступили против назначения Первым секретарем Казахского ЦК (вместо снятого Кунаева) русского Колбина под лозунгом: «Каждой нации своего вождя!». Другие, более серьезные конфликты я уже перечислил раньше.
И на этом фоне притеснение русских во всех местах, где национальные формирования пришли к власти, обретя самостоятельность. Беженцы...
А вот такой случай: Когда Украина получила самостоятельность, там вспыхнули открыто (скрыто были и раньше) антирусские настроения: «Лучше коммуняки, чем москали!». Расторгли решение Переяславской Рады о добровольном присоединении Украины к России. Казахи снесли памятники Ермаку и Пржевальскому...
В это время для солидных чинов армии и флота в Москве проводился какой-то семинар. Нам рассказывал заместитель командира корпуса по работе с личным составом (прежде - зам. по политчасти). Похоже, их там сильно «накачали» и он приводил множество примеров о «непорядочности» (назову это так) Украины и украинцев по отношению к России. Аудитория была наша родная, обученная и готовая отреагировать «как надо». Но ведь в зале находилось много офицеров украинской национальности. Рядом со мной сидел полковник Гмыря (у нас с ним гаражи рядом), а с другой стороны подполковник Саня Перехрестюк (гаражи напротив, а работаем военруками в одном районе). Сказать, что они чувствовали себя неуютно – ничего не сказать... Но главной особенностью того явления было то, что в роли «недруга» были не привычные (с обеих сторон привычные) евреи или в более широком плане – англо-американские империалисты, а свои родные украинцы. Они абсолютно не были готовы к такой роли.
Вот на таком фоне мне и хочется рассмотреть свою собственную классификацию антисемитизма. Нужно оговориться, что это будет чистейшей воды импровизация. Но... что получится.
А. Государственный антисемитизм
У меня почему-то такое впечатление: сколько существует государство (Российское, во всяком случае), столько существует антисемитизм. Дальше я запишу то, что собрал по этому вопросу, хотя и не очень четко представляю, как это у меня получится, как удастся собранное систематизировать или хотя бы просто упорядочить.
А сейчас то, что наиболее запомнилось.
Я учился в Военно-юридической Академии. Здесь многие просто удивляются, как я вообще туда попал. Начальником Академии был Виктор Михайлович Чхиквадзе (кто-то говорил, что он родственник Берии). Начальник КУЮС – генерал-полковник Ульрих – тот самый первый ленинский председатель ревтрибунала, тот, который судил процесс Промпартии, а потом Зиновьева, Каменева... и дальше. Не постоянно, но иногда лекции по международному праву читал Вышинский, который в это время был уже не генеральный прокурор, а министр иностранных дел... И другие – в том же роде.
Основная масса слушателей, особенно на заочном отделении, были из практических работников КГБ, военных прокуратур и военных трибуналов. Они в войну «пробились» до определенных высот по службе, а после войны оказались перед дилеммой: добиваться получения высшего юридического образования или увольняться в запас (после войны это стали требовать довольно строго). Прошло более 40 лет и я, естественно, многих забыл, но помню:
Генерал-лейтенант (говорили, что он начальник КГБ МВО);
Генерал-лейтенант (прокурор, кажется, Прик.ВО);
Прокурор Белоруссии Ветров;
Учился и нынешний Вице-Президент РАН Кудрявцев...
Тогда я как-то не задумывался, как я вообще поступил в такую академию, а сейчас я думаю, что это получилось потому, что совсем недавно закончилась война и к офицерам-фронтовикам, особенно имеющим боевые награды, относились пока уважительно.
Первое антисемитское проявление я воочию увидел тогда, когда на партсобрание был вынесен вопрос с формулировкой – ни больше ни меньше – «Об обмане партии». У одного капитан-лейтенанта в личном деле и в учетной карточке в графе «национальность» вместо «еврей» стояло «караим». Сейчас это считается законным. Больше того, есть данные, что маршал Малиновский был караимом. Видимо, плохо «подготовили» собравшихся, а скорее всего, сказалось фронтовое братство – все выступили в защиту этого капитан-лейтенанта, он отделался «строгачом». Мне запомнились слова одного из выступивших в защиту: «Я хохол. И отец, и дед у меня хохлы. А я всю жизнь пишу, что я русский. И никого это не колышет».
Вскоре началась развернутая в государственном масштабе травля «безродных космополитов», а к моему окончанию академии добавилось и «Дело об убийцах в белых халатах». И самое печальное, на мой взгляд: это легло в благодатную почву...
После выпускного вечера в ЦСК (кажется, там нам тогда же вручили дипломы об окончании академии и новые тогда еще «ромбики») на следующий день в актовом зале академии нас построил начальник нашего факультета Побежимов (ни один из преподавателей академии на это «распределение» не пришел. Кстати, читал позже в каком-то юридическом журнале, что Побежимов умер генерал-майором юстиции, и, как сказал бы наш фронтовой замполит Волна: «Земля ему дубом». Всё распределение в основном бывших фронтовых офицеров, проучившихся в академии пять лет, длилось не более 15 минут. Побежимов, пряча глаза, объявил, что он сейчас зачитает список офицеров, которых приглашают в отдел кадров для получения назначения (добавил, что остальные не забыты. Они будут вызваны из своих частей в ближайшее время)... Зачитал список, в который не была включена ни одна еврейская фамилия. Таким образом, я, проучившись с такими трудностями в академии и связывая с ней такие надежды, оказался за бортом. И причина была самая простая: я – еврей. Спасибо, что вообще дали закончить академию. Я по глупости три или четыре года писал во все юридические инстанции и отовсюду получал однотипные ответы: «В настоящее время вакансий нет».
Позже подобное осуждалось, кого-то обвиняли, на словах менялся курс, а государственный антисемитизм, по моим представлениям, оставался. Примеров тому множество, но я запишу сейчас вот такое:
Нашему замкомандующего по тылу (генеральская должность) Файнбергу Григорию Израилевичу так и не дали генерала, несмотря на его отличное знание дела и многолетнее пребывание в должности. А сменивший его в этой должности полковник (не еврей) получил генерала менее чем через полгода после прибытия в штаб армии.
В нашем инжбате было несколько офицеров-евреев, но наибольшее звание – майор (не бог весть что) – получил только один – я. Но главное – 13 лет мы прослужили вокруг Беломорья, а потом нас перевели в Узбекистан, причем, в самое «райское» место – в Карши, где инжбат и простоял до самого развала. Впрочем, всё вполне логично: не в Ригу же или Сочи посылать служить евреев. Наверное прорывались и туда, но это уже не моего уровня достижения...
Мне запомнился – так прямо и уложился в голове – лектор-международник, полковник из военно-политической академии, приезжавший куда-то, куда приглашали и наших офицеров. Он сказал (почти дословно) следующее: «В США почти 6 миллионов евреев. Большинство из них живут в Нью-Йорке. И наш первый атомный удар будет нанесен именно по Нью-Йорку (прямо как потом в Алма-Ате предлагал Сергей Степанович Пирожков). Это уже потом я узнал, что евреев в США несколько меньше 6 миллионов и живут они по всей стране, хотя в Нью-Йорке их и много, и что атомные удары планировались «по стратегическим целям», и что этот удар наверняка вызвал бы удар ответный... Но главное здесь было в том, что подобное заявление было выслушано с удовлетворением. И это продолжалось и потом. Похоже, не очень изменилось это и сейчас...
Б. Религиозный антисемитизм
Здесь, пожалуй, покороче.
Во-первых, от меня это более далекая область, а во-вторых, по моим понятиям, здесь больше лицемерия: внешне благополучно, а внутри непрязнь.
Мне кажется, что при формальном признании права иудаизма, русская православная церковь приложила руку к разжиганию антисемитизма. В 1965 году Ватикан снял коллективную ответственность с евреев за распятие Христа. Это насаждалось в течение двух тысячелетий, проникло в гены многих поколений. Сколько же нужно веков или тысячелетий, чтобы народ уверовал в это решение Ватикана?
В 1988 году Ватикан обратился с призывом о покаянии к христианам за непредотвращение Катастрофы еврейства Европы в годы второй мировой войны. Король Испании, президенты Украины и Латвии (кто-то еще) просили у евреев прощения за прошлое... А русская православная церковь, российское руководство хранят молчание. Будто и не было на Руси вековой неприязни к евреям, погромов и совсем недавно травли «безродных космополитов»...
В. Бытовой антисемитизм
Здесь, мне кажется, всё более объяснимо: Когда плохо, нужен враг. А евреи под рукой, да и «враг традиционный».
Дальше я запишу некоторые выдержки из газет, посвященные антисемитизму, а сейчас несколько замечаний.
Перечитал книгу Пикуля о Григории Распутине: Евреи – главная сила, способствовавшая поражению России в Первой мировой войне и вообще развалу России.
В России трудно и сейчас. И опять евреи. Они повинны в развале СССР, по их вине не платят по многу месяцев зарплаты и пенсии.
Из чуть более раннего: Махновские грабежи выросли из нелюбви к евреям. А черносотенцы? А в чем причина обыкновенного предательства поляков и венгров в годы Второй мировой войны по отношению к евреям? А ведь они, их отцы и деды жили с ними рядом... А беспричинные погромы в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Рассказывали ленинградцы: где-то в самом начале девяностых на ограждении Гостиного Двора висел громадный плакат: «Жид Свердлов повинен в смерти 40 миллионов русских». Похоже, к Свердлову отнесли всех убитых на фронтах 1 мировой войны, гражданской войны, да и всех уничтоженных в результате репрессий, будто кроме Свердлова не было ни Ленина, ни Сталина, ни Дзержинского, ни других большевистских вождей. Но раз Свердлов еврей – он во всем виноват. Да и вообще просматривается такая закономерность: Когда нужно было гордиться заслугами Октября, использовали классовый подход, когда ругать - национальный.
Г. Антисемитизм надуманный
Быть может, это следует отнести к асемитизму: заведомая, а может быть, и неосознанная нелюбовь к евреям. Вот наши офицеры, Краснянский, Чистов, не имея в арсенале каких-либо доводов, постоянно и повсеместно «клеймят сионистов», широко и произвольно трактуя это понятие как синоним еврея. Чистов себе придумал байку о том, что каждый еврей только и думает, как бы заиметь магазинчик (это и ко мне, это и к Колосову – умнейшему и честнейшему человеку, который – и я это знаю – за свою жизнь совершил один «гешефт»: поменял на базаре в Алма-Ате пайковую – давали участником ВОВ – водку то ли на рис, то ли на гречку). На каждом шагу норовит указать на еврейское происхождение, считая именно это главным человеческим недостатком. Ни у того, ни у другого не было абсолютно никаких доводов. Впрочем, у Чистякова была причина не любить одного из евреев, Феликса Басина. Феликс стоял в РВК в очереди на машину (военный комиссар к нам, военрукам, относился в этом плане вообще доброжелательно, но Феликс всё равно стоял в очереди лет пять). У Чистова была машина, но он несколько раз выпил (мы это потом разбирали на Совете ветеранов) с начфином РВК (был там вольнонаемный мужчина), и тот вклинил его в очередь перед Феликсом. И когда пришли машины, то очередную дали Чистову, а не Басину. Тот, естественно, возмутился и заявил об этом на Совете ветеранов. Присутствовавший на совещании военный комиссар тут же отругал начфина и приказал машину дать не Чистову, а Басину. Это послужило причиной длительной неприязни Чистова не только к Басину, но и ко всем евреям вообще.
А вот с чем я столкнулся на кладбище, когда хоронили Григория Никитича Слабинского, бывшего замкомандира радиотехнического полка, а потом военрука физматшколы (у него учился наш Витя, а потом и Олежка). Когда стали произносить речи, я отошел в сторону, не люблю штатных «поминальщиков». Невдалеке была большая братская могила: за несколько лет до этого у пассажирского Ту на взлете отказали двигатели, и все погибли. Возле могилы стоял какой-то мужчина. Когда я подошел (я был в форме – похороны), этот дядя сказал мне, показывая на могилу: «Вот что делают евреи». А кода я спросил у него: «А при чем здесь евреи?», он удивился моей непонятливости и сказал: «А кто же ещё?»
Вот так – ни больше ни меньше.
А Сергей Степанович Пирожков, мой сосед в Алма-Ате, на полном серьезе спрашивал у меня: «Я никак не могу понять, почему Россия не договорится с Америкой и не сбросит на Израиль атомную бомбу?» При этом по его рассказам у него не было ни одного недруга-еврея. А ко мне он вообще относился лучше всех соседей. Но ведь таких много. Почему?!
Наверно, можно было бы ещё продолжить эти мои околонаучные «исследования»... Например, физиологический антисемитизм. Но ведь у греков, армян, грузин носы ещё больше (и они ими гордятся). А у меня вообще рязанский...
Антисемитизм можно ещё подразделить на идеологический – носит чисто теоретический характер (без действий) – и прагматический – это средство для каких-то действий, достижения целей. Но у меня маловато знаний для теоретизирования по этим проблемам. Поэтому дальше я просто запишу выдержки из прочитанных статей, приведу какие-то справки, а уж потом постараюсь разобраться, что относится к «За», а что – к «Против». Хорошо бы, конечно, и эти статьи сгруппировать, но это уж как получится.
Обвиняется кровь
Кровавые наветы. Об антисемитизме в Англии, Франции, Германии, Испании я знаю совсем немного, поэтому коротко:
1290 г. Англия. Первый в истории кровавый навет.
1306 г. Франция. Разгром еврейской общины.
1348 г. Германия. Разгром еврейской общины.
1492 г. Испания. Святая инквизиция.
Иудейская религия допускала анатомирование трупов, и среди евреев были люди, хорошо разбирающиеся в медицине. Их обвинили в колдовстве.
Средневековая чума пришла из мусульманских стран. Обвинили евреев.
В период, когда Испания и Португалия попали под арабское влияние, евреи начали селиться на Пиренейском полуострове. Арабские правители в Испании стали приглашать еврейских философов, математиков, писателей. Это продолжалось до конца 13 века, а в 14 арабы были вытеснены из Испании. Наступил период католической инквизиции. Главная задача – обращение евреев в католичество. Часть евреев принимали католичество искренне, а часть «для вида», исповедуя в душе или просто тайно иудаизм. Их называли марраны.
17 сентября 1480 года совместным указом короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской был создан трибунал. Уже в течение первой недели трибунал отправил на костер 112 марранов за тайное исповедование иудаизма. За 1481-92 годы было сожжено 34652 еретика, а в 1492 году все, исповедующие Закон Моисея, были изгнаны из Испании. Сначала на 8 месяцев они остановились в Португалии, а затем ушли в Африку и Турцию. Турецкий султан Баязат, узнав об этом, сказал: «Спасибо королю Фердинанду. Он заботится об обогащении моей страны, разоряя свою».
В Турции никогда не было гонений евреев.
Россия, приняв евреев при Петре 1, изгоняет их при Елизавете, а при Екатерине 2 вновь принимает.
Англия: Впустив евреев при Кромвеле, лишь через 200 лет дает им равенство.
Швейцария: Изгоняла евреев дважды.
Дания и Голландия: Гарантировала евреям равноправие лишь при Наполеоне.
Более счастливой была еврейская эмиграция в Бразилию (1625 г.), на Ямайку, в Нижнюю Африку и в течение многих десятилетий – в Америку.
Об антисемитизме в России я собрал побольше материала. Поэтому и поподробнее.
РОССИЯ
В Ипатьевской Летописи за 1113 год сказано: «Княже разграбиша двор Путятин тысяцкого, идоша на жида и разграбиша я». Похоже, что это считается первым (из зарегистрированных) еврейских погромов на Руси.
Я прочитал (кратко, конечно) высказывания Карамзина, Соловьева, Платонова и некоторых других. Возьму лишь два из них.
Вот что пишет С.М.Соловьев: «В 1113 году умер Великий князь Святополк. Княгиня его раздала монастырям, священникам и нищим большое богатство, на диво всем еще никто не раздавал такой милостыни. На другой день киевляне собрались на вече и послали сказать Владимиру: «Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский». Услышав о смерти Святополка, Владимир горько заплакал и не пошел в Киев, жалея о смерти брата. Тогда киевляне разбили двор тысяцкого Путяты, потом пошли на жидов и их ограбили и опять послали к Владимиру сказать ему: «Ступай, князь, в Киев. Если не пойдешь, то знай, что много зла будет: разграбят не один Путятин двор, соцких и жидов. Достанется и жене покойного князя, боярам и монастырям».
А вот что пишет по этому поводу еврейский историк Дубнов: «При Великом князе Святополке евреи пользовались полной свободой в торговле и промышленности. Князь покровительствовал евреям и доверял некоторым из них собирание налогов, торговых пошлин и некоторых других княжеских налогов. За эту свободу они и поплатились в период междуцарствования. Княжеская чернь двинулась против евреев и разграбила их имущество.
В другом месте записано, что Святополк отдал евреям заниматься шинкарством (и сейчас обвиняют евреев, что это они споили Россию).
И вот такое: Святополк жаловался на чиновничье взяточничество и пропойство, «а евреи народ боязливый».
1647 г. Богдан Хмельницкий.
Я крайне мало знаю о еврейских погромах в это время. Знаю только, что Богдан Хмельницкий вырезал 250 тысяч евреев. Причин и подробностей не знаю. В 1993 году тогдашний президент Украины Кучма от имени украинского народа просил у евреев прощения. В 1995 году в Киеве вышла книга «Евреи Украины». Этот раздел взят оттуда...
Погромы в 1871-1906 г.г.
(Из рукописи)
В XIX в. из 5.2 млн. евреев более 2 млн. жили на Украине. Традиционно они жили в маленьких городках (местечках), т.к. им запрещались поселение в сельской местности и, главное, покупка земли. 3/4 евреев были ремесленниками и мелкими торговцами. Это были малоимущие и, что важно, многосемейные лавочники, шинкари, портные, сапожники. 1/5 часть – неквалифицированные рабочие. 20% жили на благотворительные пособия. Киевский генерал-губернатор Фундуклеев писал о бедственном и антисанитарном положении евреев: «Это узкогрудые, обреченные на вымирание люди».
В XIX в. погромы впервые вспыхнули в Одессе в 1821 году. Погром 1859 года был совершен преимущественно греческими матросами. В 70-е годы евреев стали обвинять в поддержке революционного движения. Антисемитскую компанию вела реакционная газета А.С.Суворина «Новое время», указывавшая на засилье евреев в России. Печатался ряд статей под общей рубрикой «Жид идёт».
В 1880 году в ответ на это было опубликовано стихотворение Д.Минаева «Отчего на Руси»
Отчего на Руси стала жизнь не легка?
Хоть ребенка спроси, хоть спроси старика,
И ответ прозвучит, как всеобщий набат:
Виноват в этом жид, в этом жид виноват!..
Если всюду растет только чертополох,
Если беден народ, если климат наш плох,
И везде дифтерит заражает, как яд,
Виноват в этом жид, в этом жид виноват!..
Гибнет много детей в цвете силы и лет
И разумных статей в «Новом Времени» нет,
И скучает, хандрит на Руси стар и млад,
Виноват в этом жид, в этом жид виноват!..
Жид идёт! Жид пришёл! И жидам счёта нет!
Жид – источник всех зол, жид – источник всех бед!
Жид, красней за наш стыд, за наш личный разврат…
Виноват во всем жид, жид во всем виноват!..
После убийства Александра II вновь началась волна погромов. 15 апреля в Елисаветграде был пущен слух, что разрешено грабить евреев. Кроме местных погромщиков прибыли крестьяне из ближних и отдаленных сел, прослышавшие о разрешении пограбить безнаказанно. В Киевской губернии был распространен слух, что царя убили евреи. В Конотопе погромщики столкнулись с силами самообороны. Погромы прокатились в Конотопе, Нежине, Борисове. Погромы в основном проходили в местечках, расположенных вблизи железных дорог, по которым и прибывали погромщики.
Прокурор Одесской губернии в своём докладе отмечает, что большинство погромщиков убеждены, что существует указ царя, разрешающий погромы, и они действуют на законных основаниях.
А Генерал-губернатор Дрентельн предлагал правительству разрешить свободный евреев выезд из России, дабы «...оградить христиан от столь надменного племени».
После этих погромов началась усиленная эмиграция евреев в Палестину и Америку. Интересно вот такое: Более чем за сто лет до появления самого слова сионизм Григорий Потемкин намеревался завоевать Палестину и восстановить там еврейское государство.
Наполеон ещё в мае 1799 года издал манифест, обещавший восстановить античную Иудею со столицей в Иерусалиме.
Территории, на которых предлагалось создать еврейский национальный округ (XVII – XX в.в.)
(Из рукописи)
«Иностранцы из евреев не допускаются»
Антисемитские традиции в России нашли свое отражение в антиеврейском российском законодательстве, имевшем двойственную направленность:
- против евреев – подданных России,
- против евреев – иностранцев.
Петр Первый открыл свободный въезд в страну евреям – иностранцам. Это продлила Екатерина Вторая, но в Манифесте от 4.12.1762 г. внесла исключение: «Кроме жидов». Александр Третий в Указе от 14 марта 1887 года ограничил пребывание евреев – иностранцев той же (что и российских евреев) чертой оседлости, сделав тоже исключение для банкиров и глав "значительных домов".
В законе об иностранцах в России была отдельная глава об иностранцах – евреях, где было сделано исключение для тех, кто в течение трех лет после приезда учредит фабрику или завод.
Несколько слов, не относящихся к евреям, но относящихся к национальной политике: Жена умершего 7-8 лет назад Луцкого (она русская), в свое время закончившая в Ленинграде институт по специальности «Драгметаллы», рассказывала, что когда она работала там по специальности, была установка: «Грузин, армян и азербайжанцев к золоту не подпускать». На деле же «не подпускали» всех, кого потом объединили под общим названием «Лица кавказской национальности».
Революция и гражданская война
Прочитал Пикуля «У последней черты». С одной стороны, очень много фактического материала (почти всё о Распутине). С другой стороны, вся книга пронизана прямо-таки оголтелым антисемитизмом. Просто не книга, а сплошное жидоедство. По Пикулю евреи – сплошь изменники Российскому государству (по-моему, других тоже хватает).
Не вдаваясь в подробности и причины, я не очень-то сомневаюсь, что евреи приложили руку к развалу Российского государства в период Первой мировой войны. Но по Пикулю евреи – основные виновники. Больше того, он просто оправдывает антисемитизм.
Прочитал статью о Керенском. Очень интересно. Интересно еще и потому, что по сравнению с тем, что нам говорили, в статье многое просто наоборот, в том числе – его положительное отношение к евреям. Керенский выступил против «Дела Бейлиса» (если бы суть «Дела Бейлиса» была правдой, то почему за четыре тысячи лет только один раз и только сейчас «поймали за руку»?). Керенский выступал против выселения евреев из прифронтовых зон. Он выступал и в защиту частника (это тоже во многом касалось евреев). А гонения не против отдельных людей, а против целого народа получили в определенном роде продолжение и в годы Великой Отечественной войны (калмыки, крымские татары, чеченцы, ингуши, греки и др.).
Я узнал, что черту оседлости отменила не Октябрьская, а Февральская революция.
В книге «Махновщина» сказано, что 38.4% евреев (это по переписи 1887 г.) занимаются торговлей и лишь 3.5% сельскохозяйственным производством, но ничего не сказано, что евреям запрещалось покупать землю. В Киевской, Подольской, Волынской губерниях 75-85% торговли землей и скотом - у евреев. Кстати, там же потом был наибольший разгул махновщины.
С началом гражданской войны в ряды Красной армии вступило много евреев. Много их было и среди командного состава. Вспомнил Мехлиса и Землячку. О Мехлисе много и по разным поводам (и далеко не всегда положительно) писалось в послевоенные годы. А о Землячке вот что: При разгроме Врангеля в Крыму фронтом командовал Фрунзе, а комиссаром при нем была Землячка. Фрунзе и Землячка обратились к врангелевским офицерам с предложением сдаться, обещая всем свободу. Прочитал, что их обманули и всех потом расстреляли. Я хорошо помню книги, песни, фильмы о Перекопе и Чонгарской перепаве. Всё это было связано с именем Фрунзе. О Землячке я ничего не слышал. А сейчас, когда заговорили о явном коварстве, имя Фрунзе как-то ушло в сторону, а на первый план выступило имя Землячки – она еврейка.
Я уже записал, что и среди работников ВЧК было немало евреев. И часто репрессии ВЧК выдаются, да и воспринимаются, как репрессии евреев. В этот период (а позже и в период коллективизации) голод, разруху, всеобщее обнищание – тоже связали почти исключительно с евреями.
И еще два замечания:
-В Гражданскую войну многие представители российской интеллигенции уехали за границу или были репрессированы. Многие освободившиеся места заняли молодые люди из еврейских местечек и зон оседлости (до этого их не допускали ни к науке, ни к государственной службе). Из этих людей потом выросли Иоффе и Ландау, Харитон и Зельдович, Лавочкин и многие химики, физики, биологи, врачи, музыканты...
-Где-то прочитал, что появившееся после революции Советское государство частью евреев было воспринято как появление Земли Обетованной. Видимо, этим тоже объясняется активное участие евреев в революции.
Антисемитизм в предвоенные годы
Прочитал статью «Россия – страна мужицкая». Это слова Сталина, сказанные на заседании Политбюро, когда после смерти Ленина предлагали Каменева на пост председателя СНК. Назначили Рыкова.
А вот некоторые цифры о так называемом засилии евреев в тот период:
В СНК первого созыва из 15 наркомов был один еврей – Троцкий.
В СНК 1926 года – ни одного.
Из 105 членов ЦК – 11 евреев.
Из 581 члена ВЦИК – 30 евреев.
В компартии – 30 тысяч евреев (3%).
И тем не менее в стране существовал сильный антисемитизм:
«Ленин не умер, а его отравили евреи»,
«Опять о жертвоприношениях»,
«Фрунзе убили евреи, и теперь опять хотят министром назначить еврея»...
Антисемитизм среди рабочих, крестьян, в армии, партии, комсомоле... Прочитал, что Ленин не только декларировал борьбу с антисемитизмом, но и достаточно жестко требовал выполнения. Сталин, будучи не русским, и сам на первом этапе придерживался этого. Позже Рыков возмущался антисемитизмом Сталина, который после удаления из Политбюро Троцкого, Каменева и Зиновьева сказал: «Мы теперь из Политбюро всех жидов удалили». А когда Мехлис доложил Сталину, что Файвилович заявил протест против противоправных действий ЧК, тот ответил: «Что этот паршивый жиденок себе позволяет?»
В 1943 г. в армии со всех командных должностей убрали евреев. Сталин отказался сбросить оружие и боеприпасы повстанцам Варшавского гетто, как позднее отказался и бомбить подъездные пути к лагерям смерти в Польше. Венцом сталинского антисемитизма была борьба с «безродными космополитами», а также «Дело врачей». И только смерть Сталина предотвратила планировавшуюся депортацию евреев на Восток.
______________________________________________________________________
|К читателю| |Воспоминания отца-1| |Воспоминания отца-2| |Проза| |Доцентские хроники| |Письма внуку| |Поэзия| |Контакты|
|Предисловие| |На чужбине| |Израиль-1| |Израиль-2| |Израиль-3| |Израиль-4| |Израиль-5|
|О себе-1| |О себе-2| |О себе-3| |О евреях| |История -Откровение| |Календарь и праздники| |Антисемитизм-1| |Антисемитизм-2| |Антисемитизм-3| |О религиях|
|Иудаизм и христианство-1| |Иудаизм и христианство-2| |Иудаизм и христианство-3|
|Иудаизм и христианство-4| |О религиях-2| |Приложения| |Заключение| |Послесловие|