ЮРИЙ БЕЛИЛОВСКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Иудаизм и христианство. Ч.2
Некоторые (разрозненные) выдержки из Библии (Иерусалим, 1992. Числитель – страница, знаменатель – стих, пункт и т.п).
Ветхий Завет:
2/17 ...А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь...
3/16, 19 ...Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою...
3/3 ...И сказал Господь: Пусть будут дни их 120 лет...
7/1 ...Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию...
7/6 ...Благословил Господь Ноя: Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и владейте ею...
7/16 ...И будет радуга в облаке заветом между всякой душой человека и Богом...
9/2, 7 ...И сказал Господь Аврааму: И я произведу от тебя великий народ...
20/3, 50 ...И погребли Авраама сыновья Исаак и Измаил в пещере Махпеле на поле Ефрона (а было ему 175 лет)...
12/10-12 ...8 дней от роду обрезывайте крайнюю плоть у каждого младенца мужского пола...
30/32 ...В борьбе с Богом повредили у Иакова жилу на бедре (евреи и сейчас не едят жилы с бедра животных)...
43/14 ...И сказал Бог Израилю: Я пойду с тобой в Египет и выведу тебя оттуда...
47/11 ...Место то называется «Плач египтян при Иордане»...
48/24, 26 ...Иосиф умер в 110 лет, завещав потомкам выйти из египетской земли и вынести его кости...
79/7-14 ...Евреи в Египте расплодились и стали сильны. Фараон давал им непосильную работу...
90/8-10 ...Дочь фараона подобрала в реке младенца Моисея. Когда он вырос, Бог избрал его и через него сообщил сынам Израилевым, что выведет народ из плена и приведет их в землю, где течет молоко и мед...
53/22, 29 ...Бог передал через Моисея, чтобы вымазали кровью косяки дверей, чтобы, наказывая египтян, он обходил еврейские дома...
60/40-51 ...Евреи были в Египте 430 лет...
60/43 ...Ночь бдения Господу (только обрезанные) за изведение их из земли египетской...
64/35 ...Сыны Израилевы ели манну 40 лет, пока не пришли в Землю Обетованную...
67/1-26 ...Устав Пасхи: Никакой иноплеменник не должен есть ее.
Десять Заповедей:
Бог един...
Не делай себе кумира... И изображения его.
Не произноси имя Бога напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его.
Почитай отца и мать.
Не убий.
Не прелюбодействуй.
Не укради.
Не лжесвидетельствуй.
Не пожелай дома, вола, жены ближнего.
Это скрижали откровения, на которых написано перстом Божьим...
78/2 ...Руки и ноги омывайте водой – устав для них и потомков вечный...
114/112, 43 ...При выходе из Египта Бог велел каждому из них жить в кущах...
137/32, 33 ...Сыновья ваши будут ночевать в пустыне 40 лет (по году за каждый день недовольства)...
138/1-7 ...После смерти Моисея Бог назначил Иисуса Навина его преемником и пообещал быть с ним, как с Моисеем...
256/9 ...Тот, кого нынче называют пророком, раньше называли прозорливым...
309/16 ...Царь Давид царствовал 40 лет (7 лет в Хевроне и 33 года в Иерусалиме, где и похоронен)...
316/1 ...Первый Храм Соломон строил 7 лет (свой дом – 13 лет). Из Сиона он перенес туда Ковчег Господень...
484/1 ...Псалом Давида: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратных. Блажен, кто помышляет о бедных...
523/10 ...Начало мудрости – страх Господний: разум верный у всех...
548/5, 19 ...Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен...
555/20 ...Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди тьмы...
Новый Завет:
1/17 ...Всех родов от Авраама до Давида – 14 родов...
...От Давида до переселения в Вавилон – 14 родов...
...От Вавилона до рождения Иисуса Христа – 14 родов...
3/16 ...Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и воссиял свет...
9/12 ...А входя в дом,приветствуйте его, говоря: «Мир дому сему! Шалом!»...
13/57 ...Иисус Христос сказал: «Не бывает пророков в отечестве или доме своем»...
25/26 ...Вы знаете, что через два дня будет Пасха и сын человеческий будет предан на распятие...
28/5 ...Пилат: «Я умываю руки»...
53/4 ...Иисус Христос: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим»...
63/23 ...Кто не со мною, тот против меня...
...Кто не собирает со мною, тот расточает...
...Кому много дано, много и потребуется...
66/1 ...Праздник опресноков – Пасха...
80/1 ...Сначало было слово... И это слово – Бог...
27/16-? ...Изгоняет вас из синагоги. Даже настанет время, когда убивающий вас будет думать, что он служит Богу...
116/126 ...Учеников в Антиохии в первый раз стали называть христианами...
151-156 ...Итак, какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что вверено Слово Божие... Это неверно. Имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и эллины – все под грехом. Нет праведного ни одного... ибо не все израильтяне, которые из Израиля...
159/13 ...Всякая душа да будет показана высшим властям, ибо нет власти не от Бога...
169/3 ...Всякому мужу глава – Христос. Всякой жене глава – муж. Христу глава – Бог...
234/13,14,21 ...Благодать Господа Иисуса Христа со всеми нами. Аминь!
Степени познания Торы: Пшат (простой, буквальный смысл), драш (интерпретация, толкование), ремез (намек), сод (тайна)...
Слышал, что существуют 7 степеней познания (какие?..)
Имена Бога (что заметил при прочтении):
Отец небесный. Благословенный. Отче святой. Бог Израиля.
Сердцеведец. Праведный. Сущий. Безначальный. Призывающий.
Державный. Истинный. Вседержатель. Савоаф-воитель. Творец.
Всемилостивый. Иегова (Сущий). Царь Святой. Всевышний. Невидимый.
Имеющий. Первый и Последний. Непостижимый. Яхве. Владыка.
Создатель мира. Царь грядущего. Избавитель.
Различия в произношении имен и названий в Торе (иврит – русский):
Цион – Сион
Берешит – Бытие
Шмот – Исход
Вайикра – Левит
Бемидбар - Числа
Дварим – Второзаконие
Эдем – Едем (рай)
Адам – Адам
Хава – Ева (Матерь всех живущих)
Каин – Каин (земледелец)
Абель – Авель (пастух)
Ноах – Ной
Авраам – Авраам
Сара – Сарра, Сара
Агар – Агара (служанка Сары)
Сдом – Содом (сожжение города)
Амора – Гоморра
Ицхак – Исаак (сын Авраама)
Ривка – Ревекка (жена Исаака)
Иаков – Яаков
Исраэль - Израиль
Моше – Моисей
Синай – Синай
Ярден – Иордан
Сион (Хермон) – Сион (Ермон) – граница полученной от Бога земли
Амен – Аминь – Будет так
Иехошуа бин-Нун – Иисус сын Навина (преемник Моисея)
Эдом – Едом (Царь Едомский)
Сын человеческий
Это как бы более полное повторение Библии (раздел «Христианство», т.7 А.Меня).
Если мы хотим знать правду о Христе, то должны искать ее в Евангелии. Но авторов Нового Завета отделяет от нас почти две тысячи лет. (Намеки, обороты речи и т.п. – свои).
Иисус Христос не Бог, скрывающийся под личиной человека, а Бог, сделавшийся человеком. Одни хотели в нем видеть реформатора иудейства, другие – последнего из апостолов. Слово Христа было обращено в первую очередь к людям своей эпохи. И читая Евангелие, следует представлять ту конкретную обстановку.
Чем отличается иудейская религия? Последним словом дохристианской религии стало учение о Божестве, чье бытие находится по ту сторону зримого. Продолжали существовать две веры:
-о непостижимости и стихийности Божества;
-Завет (союз) – путь единения человека и Бога.
Религию Завета исповедовал народ, не создавший видимой цивилизации, но верность Богу пронесший через века. Начало иудейской религии связано с Авраамом (19 в. до н.э.).
Первая Заповедь: Я Бог всемогущий. Ходи передо мною и будь непорочен.
В Синайской пустыне Моисей провозгласил основы религии: Чтить лишь одного Бога Яхве – Владыку и создателя мира. По воле Сущего Израиль станет избранным его народом. Учение кратко сформулировано в Декалоге (10 Заповедей). Их суть:
-Верность Богу,
-Основные нравственные нормы (не укради, не убей и т.п...),
-Из культовых обычаев: один день – суббота – посвящен Богу...
Простота в требованиях и запоминаниях, но трудность в исполнении помогли иудеям сохранить религию. После смерти Моисея иудеи стали оседать на земле Ханаанской (Палестина), которую им завещал Бог. Для израильтян обетование (обещание) о Мессии сливалось с надеждой на замыслы Господа о Земле Обетованной (обещанной Богом) – Израиле. Пророки вдохновлялись Богом и были первыми, кому открылся смысл истории, и учение истории стало мировой религией. А пророк Иеремия связывал конец старого мира с Новым Заветом, который будет написан не на скрижалях, а в душах людей.
Часть 1 (от Вифлеема до Капернаума)
Глава 1 (во дни царя Ирода): В Библии написано, что зимой 750-го года от основания Рима в Иерусалиме появились волхвы – восточные маги, которые по небесным знакам узнали о рождении Иисуса – царя иудейского. Правил в это время царь Ирод Великий. Он строил города и крепости, в том числе Храм, желая затмить Храм царя Соломона. Он послал в Вифлеем отряд солдат с задачей уничтожить всех мальчиков в возрасте до 2-х лет. Мария и Иосиф с Иисусом укрылись в Египте.
Глава 2 (Назарет, 3 г. до н.э. – 27 г. н.э.): Плотник Иосиф вернулся в Назарет после смерти царя Ирода. Иисусу Христу было в это время 19 лет. Он прожил там до 30 лет и лишь однажды при посещении храма дал понять родителям, что он принадлежит не им, а Богу. Когда он начинал свои проповеди, то народ ему не верил (отсюда: Нет пророка в своем отечестве).
Глава 3 (Иисус в пустыне): В пустыне появился Иоанн, называющий себя «Гласом вопиющего» (Голосом глашатая). Символом вступления в мессианскую веру Иоанн избрал погружение в воду.
Иоанн Предтеча. Иисус просил Иоанна крестить его, когда тот стоял в воде. Иоанну было знамение, и он понял, кто перед ним.
Глава 4 (Галилея. Первые ученики. Весна 27 г.): Иисус Христос особенно любил притчи. Весть о царстве небесном (Нагорная проповедь) впервые прозвучала на берегу озера. Рыбаки стали первыми членами общины.
Глава 5 (Благая весть): Учение Христа есть благая (радостная) весть – по-гречески Евангелие – высшая радость и призвание человека, которое дает ему единение с Богом.
Ветхий Завет говорит об отношении между Богом и народом.
Новый Завет – между Богом и душой. Проповеди Иисуса Христа обращены не к массам, а к личности.
В Ветхом Завете Бог – суровый господин и покровитель народа.
В Новом Завете Бог – любящий отец.
Вера (евр.) – это доверие к Богу.
Обряды важны тогда, когда выражают любовь к Богу.
Заповедь любви.
Демоны зла дремлют в душе.
Выход: возлюби ближнего, как самого себя.
Основа нравственности (из Декалога): Хочешь войти в жизнь – соблюдай Заповеди.
Ожидая прощения от Бога, нужно уметь прощать самому.
Искреннее раскаяние выше успокоения.
Старое и новое (это относится также к разнице между иудаизмом и христианством, а также исламом)
Первая Заповедь: господь Бог наш есть Бог любящий.
Вторая Заповедь: Возлюби ближнего, как самого себя.
Иисус Христос возвращал Ветхий завет к его истокам – к Заповедям Моисеевым.
Он вернул первоначальный смысл субботе: Суббота создана для человека, а человек для субботы.
Иисус Христос против деления пищи на чистую и нечистую: Не то, что входит в уста, а то, что выходит из уст.
Старое не отбрасывается полностью Христовым учением, но рядом с ним возводится новое здание.
Супружеское единство может быть разрушено лишь неверностью.
Иисус Христос возвращал женщине отнятое у нее человеческое достоинство.
Одно из важнейших составляющих: человек любой нации имеет доступ к христианству, тогда как Ветхий Завет – практически только для евреев.
Земная жизнь и жизнь вечная: Надежда на загробную жизнь была свойственна людям издревле. Евреи заимствовали это у других народов. Но продолжение жизни виделось им в потемках. И лишь в 6-м в. до н.э. появилась мысль, что творения Божии могут стать причастными к вечности. Иисус Христос это подтвердил (при условии земной безгрешности).
Царство Божие: Иудеи связывали это с процветанием Израиля. Но все блага – с приходом Мессии. Иисус Христос тесно связывал царство Божие со своим царствованием: Царство Божие не придет вдруг, оно незримо воцаряется в душах.
Царство Божие усилием берется: Иудеи говорили об остатках народа (оставшихся верными), а Иисус Христос – о народе Божием. Слово «Церковь» связано в Ветхом Завете с общиной, а Иисус Христос предлагал церковь как свою духовную общность. Первое дело Христовой церкви – благовестники. Они должны избегать замкнутости. Суд Божий уже начался: «Свет пришел в мир, но люди более полюбили тьму». А последний суд будет огненным очищением. И это принесет очищение – обновленную тварь. Образы огня, геенны, червя взяты из Ветхого Завета. Грань между тьмой и светом проходит через сердце человека. И здесь важно, чего больше. В Ветхом Завете сказано: Когда Бог находится среди своего народа, то он очищает этот народ. Иисус Христос – связующее звено неба и земли, всё это только через него. Иудеи верили в мессию-царя, мессию-первосвященника, мессию-провидение, а Иисус Христос объединил всё это вместе – всё в себе.
Часть 2 (Мессия)
Глава 6 (Не мир, но меч): Иисус Христос стремителен и не благодушен. Бой с царством зла не легкий. В это время Иерусалим был недоволен правлением Пилата. Но Иисуса Христа в это время беспокоило не политическое, а духовное состояние народа. Храм был религиозным центром иудеев. Иисус Христос общался с фарисеями. Он не отрицал их верность Закону, но в их способах достижения этого таилась закоснелость и зависть – основное, что не принималось Иисусом.
Глава 7 (Знамение Царства): Иисус Христос проповедовал: Если достигнуть единения с Божьим Духом, то нет ничего невозможного. Отсюда его Чудотворные дела. Свои дела он называл Чудотворными. Но прибыл не повелевать, а служить. Не карать, а исцелять. Его дела и есть Знамение Царства.
Глава 8 (Двенадцать апостолов. Смерть пророка. Осень 28 – весна 29 г.г.): Иисус готовил своих учеников «Ловить человеков». Он избрал 12 посланников – Апостолов (греч.). Главная их задача – основание Новой церкви – благовещение. Они получили власть примирить души людей с Богом. В это время по настоянию Антипы был казнен Иоанн Креститель.
Глава 9 (Насыщение 5000 людей. Весна – лето 29 г.): В это время Иисус Христос после Нагорной Проповеди накормил много народа пятью хлебами.
Глава 10 (Пища духовная): «Не хлебом единым».
Глава 11 (Тайна сына человеческого. Лето – осень 29 г.): Апостолы сказали Иисусу Христу: Ты Мессия. Сын Бога живого. Но Иисус пренебрег властью земною. Скитаясь, он проповедовал Бога. Многие и сейчас не понимают, почему он, а не Исайя или Моисей.
Иисус Христос – единственный Сын Бога, он не вероятен и в то же время – историческая личность. Мессия – царь и спаситель. Моисеева религия зародилась вместе с идеей Спасения. Первая Заповедь: Яхве освободит свой народ, находящийся в неволе. Мир давно в грехе. Рождаясь в грехе, люди влекутся к гибели. Осознание несовершенства мира развило учение о Спасении. Израильтяне верили, что настанет день, когда будет повержен Хаос. Свершилось же это совершенно неожиданно для израильтян – в образе Мессии, принявшего человеческий облик.
Сын Божий. Иисус постоянно называл себя сыном Небесного Отца, но его отношение к Богу не похоже на отношение других. Никто не знает сына, кроме отца, и никто не знает отца, кроме сына. Богосыновство в нем становится Богочеловечеством. Весть о нем приводила в смятение иудеев и эллинов. Суть таинства воплощения: «Бог живой. Бог стал человеком, чтобы мы стали богами» (Святой Афанасий).
Искупитель. Иисус Христос: «Сын человеческий пришел не для того, чтобы ему послужили, но чтобы послужить и дать душу свою как выкуп за многих». Как некогда Господь спас ветхозаветный Израиль, так и Церковь Нового Завета должна стать его уделом.
Мессия – страдалец. Он, безгрешный, берет на себя грехи всего человечества. Наставники и иерархи Ветхого Завета были закостенелы и не поняли этого.
Ученики перед тайной. То, что вопреки сопротивлению ученых-религиозников, Иисус Христос нашел себе учеников – это тайна веры. Апостолы чувствовали сомнение, но просветленная любовь принесла победу вере. Иисус Христос говорит не о грядущем, а о уже наступившем.
Часть 3 (Навстречу Голгофе)
Глава 12 (Много званых – мало избранных. Сент. – дек. 29 г.): Апостолы думали, что Иисус Христос должен избавить Израиль. О мировом избавлении они даже не готовы были думать. Сам Иисус считал, что его приход предсказан в пророчествах и в нем осуществлялись чаяния Ветхого Завета. Пастыри и иерархи не могли принять Иисуса Христа, его приняли бедные и обездоленные. Отсюда: много званых, но мало избранных. Церковному отречению (в синагогах) Иисус Христос подвергнут не был, но этим грозили всем его приверженцам.
Иисус опасался царя Ирода, но сказал: «Не может быть, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». Во время праздника Кущей священник Каифа приказал арестовать Иисуса Христа, но стража, очарованная им, отказалась. Иисус Христос: «Прежде чем Авраам был, я есьмь». Так мог сказать только Предвечный.
Глава 13 (Час близится. Декабрь 29 – апрель 30 г.г.): До Пасхи оставалось три месяца. Иисус Христос с учениками ушли за Иордан. Вместе с 12 Апостолами Иисус собрал их до 70 человек. За 10 дней до Пасхи Иисус объявил о решении идти в Иерусалим. Он въезжал туда на осле.
Глава 14 (Виноградник отца): Триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим привел иерархов в растерянность. Он опять разогнал торговцев из Храма. Первое деяние Мессии – заступничество за верующих.
Притча о виноградарях: «Царство Божие будет отнято у вас и будет отдано приносящему плоды народу».
Во избежание смуты синедрион отложил расправу на после Пасхи. В это же время – «Богу-богово, а кесарю- кесарево» и «Кто из вас без греха, первым бросьте в нее камень».
Глава 15 (Суд Мессии. 5 апреля): Предостерегая церковь, Иисус Христос сказал: «На Моисеевом седалище сели фарисеи и книжники. Что они скажут вам – исполняйте и храните. По делам же их не поступайте». В проповеди он обличал, что фарисеи хотят откупиться от Бога при помощи даров и обрядов. Он предупреждал, что от Храма как символа отжившей веры не останется камня на камне. Труп – это Иерусалим, не сумевший духовно обновиться.
Явление Спасителя – начало Мессии. Ветхозаветная церковь как спасительница откровения уже не раз была судима Богом. Новый народ Божий, приняв Завет Христов, несет ту же ответственность, что и народ Израиля. С тех пор, как Бог стал человеком, судится каждая душа. Срок неизвестен – будьте бдительны.
Глава 16 (Пасха Нового Завета): Иуда за тридцать серебреников рассказал, что Иисус Христос в день Пасхи собирается провозгласить Царство Божие. Иисус Христос сказал, что хочет отпраздновать Пасху вместе с апостолами, так как не будет вкушать её, пока она не исполнится в Царстве Божием. Новая Пасха Иисуса Христа знаменовала собой не исход и усыновление одного народа, а искупительный дар всему миру.
Глава 17 (Ночь в Гефсимании): Покидать дом в ночь пасхальной трапезы не положено. И когда пришла стража и сказала, что ищет Иисуса Назарянина, то Иисус Христос сказал: «Чашу, которую мне дал Отец, неужели я не стану ее пить?»
Часть 4 (Через страдания и смерть к вечному торжеству)
Глава 18 (Трибунал – ночь и утро 7 апреля): Утром 7 апреля 30 года Каифа собрал Малый Синдерион (23 человека). На вопрос: он ли Мессия, Иисус Христос ответил: «Я есмь». Это Синдерион определил как святотатство и приговорил Иисуса к смерти. Иуда раскаялся, бросил в Храме деньги, ушел и повесился.
Глава 19 (Суд прокуратора): Утром в пятницу Пилату доложили об аресте Иисуса Христа. Он его допросил и сказал, что вины не видит. Антипа, к которому Пилат отправил Иисуса, сказал, что достаточно бичевания, но духовенство потребовало (опять от Пилата): «Распни его, распни! Кровь его на нас и наших детях».
Глава 20 (Гологофа. 7 апреля): К месту казни Иисус шел в сопровождении солдат и двух преступников. На груди табличка – Иисус Назарянин – царь иудейский. На Гологофе давали специальный напиток, притупляющий страдания. Иисус отказался. При распятии сказал: «Отче, прости им. Ибо не знают, что делают». Он произнес: «Свершилось», - и умер. Вздрогнула земля. По камням побежала трещина. Отныне эта казнь стала символом искупления, символом жертвенной любви к падшему человечеству.
Глава 21 (После распятия. 7-8 апреля): Синдерион просил Пилата снять тело Иисуса Христа до захода солнца (начало субботы). Пилат разрешил похоронить Иисуса в саду Иосифа Аримафейского. Архиреи опечатали склеп и поставили стражу.
Глава 22: Для бальзамирования тела пришли Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломея, Иоанна и Сузанна. Они обнаружили, что могила пуста, и ушли, чтобы сообщить об этом. Оставшейся Марии Магдалине явился Иисус Христос и сказал: «Восхожу к Отцу моему и Богу моему, Богу вашему и Отцу вашему». Пришедшим ученикам ангел в белом сказал: «Идите в Галилею. Там вы его увидите».
Воскресение Иисуса Христа – это главное, без чего не было бы самой христианской религии. Из 12 апостолов только Фома не верил в воскресение Иисуса Христа (Фома неверующий), пока не убедился в этом.
Глава 23 (Я посылаю вас. 14 апреля – 18 мая): Ученики в Капернауме сообщили: «Он воскрес!».
40 дней – 40 лет пребывания израильтян в пустыне,
40 лет – молитва Моисея на Синае,
В середине мая 500 верующих поднялись на одну из гор в Галилее.
Иисус Христос: «Дана мне всякая власть на небе и на земле. Идите и учите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их всему, что заповедовал вам я. И вот я с вами до конца века».
Апостолы (11+70, а всего около 120) пошли в Иерусалим. Явился Иисус Христос: «Так написано, чтобы Мессии пострадать и воскреснуть в третий день и чтобы было проведено во имя его покаяние». Проводил их до Вифлеема и на горе Елеонской вознесся, осенив их облаком славы Господней. Апостолы понесли по миру радостную весть о Сыне человеческом.
Вестники Царства Божия
Ветхозаветные пророки (8 – 4 в.в. до н.э.)
Введение: Книга пророков в Ветхом Завете составляет лишь четвертую часть всего текста. По содержанию же это центральная часть Ветхого Завета. Лишь Моисей один возвышается над всеми пророками. Он был посланником Божьим, равным которому не был никто после него.
Первые пророки – не просто предсказатели. Это – признанные Богом. «Они свидетельствуют обо мне». Они не только предсказатели, они – предтечи Евангелия (Откровения). Они жили в эпоху таких учителей человечества, как Будда, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Заратустра.
Еврейский монотеизм: Основа пророческого единобожия. Они осознавали, что дар пророчества у них от Бога. Они считали себя не основателями новой религии, а её продолжателями. У всех у них – человеческие лики. В отличие от священников пророки выступали в исключительные моменты истории. Выступали, как правило, у святых мест. Обычно выступали стихами, которые хранились в храмах, а копии расходились среди народа.
До изгнания
Пастух Амос (первый пророк-писатель): Северное Израильское царство. 760 - 755 г.г. до н.э. Еще со времен Адама Израиль жил предчувствием необычной судьбы, ожиданием того, что он обратится в некое идеальное общество. Но высокий дух Моисеева Откровения был заменен примитивной религией: мы Богу дары и жертвы – Бог нам блага. Амос бросает обвинения. Не имея возможности попасть со своими пророчествами в Храм, Амос впервые решает их записать. По форме это диалоги. И впервые слова Божьи Амос обращает не только к народу Божьему. Амос впервые обвиняет этот народ, что он перестал отличать добро от зла: резня в захваченных городах, жестокость с пленными. Бог един и он Бог человечества, и все люди равны перед лицом Бога.
Нельзя откупиться перед Богом жертвоприношениями. Для него правда и Бог – едины. Грех – это оскорбление Бога. Израильский народ жаждет явления Яхве, но оно будет не таким, как его ждут. Будет суд за грехи.
Пророк Осия (Самария. 750 – 740 г.г. до н.э.): Это последний великий пророк Северного Царства. Он предупреждал о близкой гибели за грехи. Он видел, что в Израиле возрождается языческая культура. Он пошел дальше Амоса и говорил не только о суде, но и о милости Божией. Для него религия не только долг и обязанность, но и (главное) любовь к Богу. Трагедия Израиля в измене любви к Богу, а религиозное отступничество влечет за собой отступничество нравственное. Бог милостив, путь покаяния – путь возврата к Отцу. «Я милости хочу, а не жертвы, и познания Бога более, нежели всесожжения».
Исайя и «бедняки Господни»: Был призван на службу в 30 лет и более пятидесяти лет был духовным отцом Иерусалима. Иерусалим был Градом Господним и еще со времен царя Давида проповедовалась его неприступность. Книга Исайи – это сборник его речей. Веря в избранность народа, он считает, что Храм - это место, где обитает Господь и открывает себя народу. Это попытка воплотить в зримых символах то, что открылось Исайе Богом. Радость видения Бога оборачивалась для Исайи осознанием несоответствия народа святости.
«Кроткие» - это смирение, доброта, но не гордыня. Это сила добра. Исайя говорил об «остатке» Израиля: «За грехи многое будет разрушено, но останутся немногие, верные Богу». Только в конце жизни Исайя приходит к мысли, что венец спасения – Божие царство, властитель его – Мессия – Христос.
Самария и Сион (727 – 705 г.г. до н.э.): Рознь между частями народа приблизили конец Самарии. В Израиле злорадствовали, а царь считал себя независимым и был верным вассалом Ассирии, воины которой три года стояли под стенами Самарии. В 722 г. Самария пала. Переселенцы бежали в Иудею. Вокруг Исайи образуется «Партия реформ». Это были люди, пытавшиеся возродить Дух Моисея. В 715 г. царем становится Езекия. Он в первый же год объявил о всенародном праздновании Пасхи, придав этому характер торжества. Помимо Исхода она стала днем прославления свободы, днем благодарственных молитв в доме Господнем.
Мудрецами была обновлена «Книга притч» (её приписывают Соломону). Они же составили дополнение к Учению Пророков: Моральные требования распространяются на всех независимо от чина и сана.
Испытания веры (Иерусалим. 705 – 687 г.г. до н.э.): Вера пророка Исайи как бы противостояла окружающему ее миру. Езекия начал готовить Иерусалим к обороне против возможного нападения ассирийцев, которые разрушили Вавилон и осадили Иерусалим. Перед смертью Исайя возвращается к Богу.
Царство Божие восторжествует (Иерусалим. 687 – 640 г.г. до н.э.)
Языческая реакция. Сокровенная Тора: Вера, построенная только на вере, как бы принуждает человека. Бедствие Израиля (Исайя) – неизбежное следствие падения нравов. Ассирийский царь Асаргаддон взялся за восстановление Вавилона из пепла. После смерти Езекии его сын Менаше стал верным вассалом Асаргаддона.
Появилось «Воинство небесное», по иудейским понятиям ангелы, которым поклоняются наряду со своими богами. Начались гонения на учеников Исайи и веру в Яхве. В 622 г. до н.э. в одном из тайников Иерусалимского Храма была обнаружена рукопись Торы. Она соответствовала пятой книге Моисеевой или Второзаконию. Одно из отличий: Жертвоприношение производится только в одном Богоустановленном месте. Был установлен единый жертвенник. В основу Второзакония легли выступления Моисея перед вступлением в Землю Обетованную. После его смерти левиты повторяли всё это во время праздников. Устная Тора. Преданность Богу в центре человеческой жизни.
Возрождение профетизма. Произведения Иеремии (Иерусалим. 640 – 622 г.г. до н.э.): В 660 г. до н.э. вместо Амона царем стал 8-летний Иосия. Наступили бурные времена. Пророк Сафония воспевает очистительную грозу, призывает людей сплотиться против греха. После 628 г. до н.э. Иосия приказал выбросить из Храма всех ассирийских богов. На севере разогнали все ассирийские гарнизоны и Палестина обрела единство, как при царе Давиде.
В 626 г. до н.э. появился пророк Иеремия. У него впервые звучат строки об очеловечении Бога. Но Иудея не извлекла уроков из падения Северного Царства.
Иерусалимская реформа. (622 – 606 г.г. до н.э.): В 622 г. до н.э. царь Иосия объявил о полном восстановлении царства Давидова. Он задумал реставрацию Храма, который за триста лет существования пришел в упадок. Собирал народ в Храме и читал найденную Тору, призывая вновь заключить Завет с Богом, нарушенный их отцами. Он очистил все земли от языческих богов и обрядовых устройств. В 609 г. египтяне выгнали ассирийцев из Палестины.
Иеремия против Иерусалима (Иудея. 609 – 597 г.г. до н.э.): На престол взошел Иоаким. Стало возрождаться язычество. Иеремия вновь выступил против Иерусалима. Египет изгнал вавилонян, а их царь Навуходоносор в 597 г. опять подошел к воротам Иерусалима.
Крушение Иерусалима (588 – 587 г.г. до н.э.): Для Иеремии наступили горькие дни. Он видел приближение конца. В январе Иерусалим был оцеплен халдеями. Царь Седекия освободил всех арабов. В 587 г. до н.э. пал и был разрушен Иерусалим. В огне погиб ковчег.
И на развалинах живет надежда (Иудея – Египет. 587 – 580 г.г. до н.э.): Иудея была нужна Навуходоносору как заслон Египту. Правителем поставили Гедалию. Иеремия написал книгу «Очищенные испытаниями сердца вновь обратятся к Богу». Новый Завет с Богом происходит запечатленным не на скрижалях, а в сердцах людей. Это впервые: не с одним народом, а со всем миром.
Плен и реставрация. «На реках вавилонских». Халдея. 580 – 575 г.г. до н.э.): Вавилонский плен должен подвести окончательный итог миссии Пророков. Пленникам платили жалование. Многие занялись ремесленничеством. Образовались диаспоры (в Вавилоне, Египте, Сирии). Священники и левиты принесли в плен свитки Торы. В синагоге зарождается объединение всех людй. Пророк Езекия настаивал на личной ответственности каждого перед Богом.
Видение Града Божия (Халдея. 573 г. до н.э.): Прошло 14 лет со времени разрушения Храма. Драма по Езекии:
Грехопадение,
Разрушение Храма и Города,
Покаяние и прощение,
Сделать духовную жизнь центром духовного существования.
Ветхозаветный евангелист (Халдея. 562 – 558 г.г. до н.э.): В 562 г. до н.э. умер Навуходоносор. Появились рукописи пророческих книг. Язык 1 главы Библии – это язык мифа в высочайшем и священном значении этого слова: картина, образ, символ заменяют абстракцию. Уже одно это показывает, что Писание не претендует на научное изображение конкретного хода миротворения.
Религия дает человеку знание, для чего он живет. Наука же пытается узнать, как устроен материальный мир. Наука и религия – два пути познания реальности – должны способствовать продвижению человека к истине.
Антирелигиозная пропаганда продолжает отстаивать мифологическую теорию возникновения христианства.
«Отец» - Шарль Дюпон (1757 – 1820), член Конвента. Принимал активное участие в гонении на церковь. Утверждал, что Иисус Христос – красивая выдумка.
Артур Древс (1865 – 1936). Возвещал близкий конец христианства. Говорил, что было восточное божество Йешуа, которое лишь «очеловечили». Послание – это памятник раскола с иудаизмом, а Евангелие – окончательное христианство.
Отсутствие изображения Иисуса Христа в начальный период тоже не доказательство, т.к. христианство начало распространяться в иудейский период, а в иудейской среде изображение Бога было запрещено. Нет изображения Иисуса и у людей, живших с ним в одно время. Отсутствие книгопечатания. Писатели того времени считали появление Иисуса Христа незначительным явлением. Сторонники умеренного критицизма старались умалить роль Иисуса Христа.
Евангелие от Марка: Иоанн – Марк жил в Иерусалиме. Был близок к апостолу Павлу. Написал свое Евангелие вскоре после смерти Петра, который был распят в 64 г. н.э.
Евангелие от Матфея: Есть данные, что Матфей записал свидетельства Господа на еврейском языке, а переводили и толковали – кто как мог.
Евангелие от Луки: Возможно, что он сириец, врач. Когда он писал, то другие части были уже написаны.
В Библии – это книга Иисуса Навина «Судей и царей». Автор его неизвестен. Условное название «Второисайя», «Второзаветный евангелист». В это время появился сильный персидский царь Кир.
Конец неволи (546 – 538 г. до н.э.): Халдея со всех сторон была сдавлена персами. В октябре 539 г. до н.э. Вавилон пал. Это была единственная победа, не связанная с разрушениями и насилием. Весной 538 г. до н.э. Кир издает указ, разрешающий евреям вернуться на родину и восстановить «Дом Божий» - Храм, и вернул церковную утварь. «Исход» был трудным, т.к. многие там и прижились. Важную роль сыграл «Второисайя», призывающий к возвращению и религиозности.
Возвращение
Первые трудности (538 – 530 г.г. до н.э.): Согласно Библии, вначале вернулись 42 тысячи. Они считали себя Исходом Израиля. Многие же его вообще не видели (не считали исходом). Иерусалим – голый холм с кустарником и развалинами. Богатые евреи Вавилона помогли деньгами. Весной 537 г. до н.э. приступили к закладке фундамента (поменьше).
Стены и Закон (Индия, Персия, Вавилон. 485 – 423 г.г. до н.э.): В первой половине 5 в. до н.э. община пережила два духовных кризиса – национальный и религиозный. Многие мужчины женились на язычницах, и их дети не знали ни языка, ни обычаев. Город был без стен, и Храм подвергался налетам бандитов. В декабре 445 г. до н.э. прибыл новый наместник Иудеи. Вокруг стен организовали стражу и за два года восстановили стены. Но распри продолжались.
Появился новый духовник Эзра. Он считал, что если народ вернется к вере, то он станет избранным.
План Эзры:
-Ознакомить всех с Торой,
-Полное отделение инородцев – разноплеменных заставляли разводиться. -Опять актуализируется книга «Руфь», но теперь уже как единение разных народов перед единым Богом.
-Появилось учение Вселенской Религии – поднимает и объединяет все народы,
-Община открывает двери прозелитам – верующим неевреям. Только апостол Павел сумел вырвать христианство из тисков узкозаветности, открыть путь к христианству всем народам.
После Эзры на смену пророкам окончательно пришли мудрецы и книжники. И все же пророки занимали достаточно важное место рядом с Законом.
Закон ориентирован на настоящее. Наставления пророков – на будущее.
Христиане так же, как и иудеи, устремлены к новой земле и новому небу.
«Взыщите правду» (Бог).
«Человечество должно жить по правде, чтобы достойно встретить Мессию, Второе Пришествие».
______________________________________________________________________
|К читателю| |Воспоминания отца-1| |Воспоминания отца-2| |Проза| |Доцентские хроники| |Письма внуку| |Поэзия| |Контакты|
|Предисловие| |На чужбине| |Израиль-1| |Израиль-2| |Израиль-3| |Израиль-4| |Израиль-5|
|О себе-1| |О себе-2| |О себе-3| |О евреях| |История -Откровение| |Календарь и праздники| |Антисемитизм-1| |Антисемитизм-2| |Антисемитизм-3| |О религиях|
|Иудаизм и христианство-1| |Иудаизм и христианство-2| |Иудаизм и христианство-3|
|Иудаизм и христианство-4| |О религиях-2| |Приложения| |Заключение| |Послесловие|