ЮРИЙ БЕЛИЛОВСКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
О евреях
История человечества в свете Откровения
Это я взял из собрания сочинений Александра Меня. Глава, написанная французским иермонахом Ксавье Леон-Дюфуром. Как утверждает Конституция II Ватиканского Собора о богослужении: «Христос присутствует в слове своём». Литургия не просто обряд, она Действо Божие. Библия (книга по-гречески) – это в первую очередь не Слово Божие, а слово, которое Бог обращает ко мне сегодня.
Подготовление и совершение
В Библии повествуется о том, как Бог подготавливал и возвещал (Ветхий Завет) искупительное воплощение Сына своего.
С рождения Иисуса Христа все люди обращаются к нему, но народ Божий не обладает для этого всем необходимым, так как ждет второго пришествия Иисуса Христа.
Литургия придает ветхотекущему времени вечную ценность, напоминает о прошлом, актуализирует настоящее, возвещает о будущем.
Некоторые понятия
Соборная – собранная со всех концов света.
Вселенская (всеобщая) – Иисус Христос не ограничивал свою деятельность только израильским народом.
Это Единая церковь, ибо только её основал Иисус Христос. Но со временем в церкви возникли расколы (по обрядам, порядкам, правилам). Первое разделение – это разделение на католиков и православных. Но Христос хочет одного стада и одного пастыря.
Святая церковь – она принадлежит Богу Святому и Истинному.
Таинство – это семь священнодействий. Первое (остальные в разделе «Религия») – Крещение: «В душе ребёнка сеется благостное семя. Но это и принятие на себя ответственности».
Драма Священной Истории представлена в 40 параграфах и свидетельствует:
1. О единстве Ветхого и Нового Завета;
2. Иисус Христос – Сын Божий:
Сын Адамов, значит, Израилев,
Сын Давидов, значит, царь.
Ожидание Спасителя
3. Бог сотворил Адама (Бог-человек). Тот согрешил и был изгнан из рая. Но общение с Богом дало надежду;
4. Грех ведет к гибели. Но Бог щадит Ноя;
5. Люди решили построить город без Бога. В результате – Вавилонское столпотворение;
Первый период. Авраам и народ Израиля
6. Авраам жил более чем за 2 тысячи лет до Рождества Христова. Бог призвал его выйти из греховного мира, заключил с ним Завет, пообещав ему Землю и наследника;
7. Авраам стал отцом верующих. Он согласился принести в жертву единственного сына Исаака (испытание Божие);
8. Бог возобновил свой Завет с потомством Авраама – Исааком и Иаковом, которому дал он имя Израиль;
9. Освобождение Израиля. Более 1300 лет до н.э. Бог вывел свой народ из египетского плена;
10. Моисей. Волей Божьей вывел евреев из египетского плена;
11. Моисей. Вел народ пустыней и кормил его манной;
12. У Синая – Бог даровал 10 Заповедей и возвестил о приходе Пророка. После Моисея народ стал Божьим;
13. Опять грех. Человек создал себе золотого тельца. Но Бог долготерпив и милостив.
14. Земля Обетованная отдана евреям. Но за сорок дней сомнений и недовольства – сорок лет блужданий по пустыне. И только их дети попадают в Израиль;
15. Иисус Навин перешел Иордан, завоевал Землю Обетованную и разделил её между 12 коленами (сыновьями);
16. Народ продолжал грешить, а потому – жить в рассеянии.
Второй период. Царство Давида и «Бедные Израилевы»
17. Примерно за 1000 лет до Рождества Христова царь Давид из колена Иудина объединил 12 колен в одно царство со столицей Иерусалим на горе Сион. А царь Соломон построил Храм;
18. С тех пор Бог пребывает во Храме;
19. Народ оказался не верен Богу, и после смерти Соломона государство распалось на Иудею (Юг) и Израиль (Север);
20. Народ продолжал грешить и преследовал пророков – Илия, Исайя, Иеремия. В 721 г. до н.э. Северное царство было разбито, а народ переселен в Ассирию. В 587 г. до н.э. разрушен Храм, народ Южного царства отправлен в вавилонский плен;
21. Бог утешал плачущих на реках вавилонских;
22. Многие были довольны жизнью в плену, и тогда возник образ Отрока Яхве, который возьмет на себя искупление людских грехов;
23. Образовалась еврейская община. И примерно за 520 лет до рождения Иисуса Христа был построен Второй Храм, но не было царя-объединителя;
24. Иудеи так и не приобрели настоящей независимости (персы, греки, римляне) и в 70 г. после Рождества Христова был разрушен Второй Храм;
25. Мудрые Пророки говорили о Мессии-искупителе грехов человечества;
26. «Бедные Израилевы» - это праведники, которые взывали к Богу.
Спаситель
27. Наконец грядет Иисус-Господь, Спаситель;
28. Новый Пророк – Предтеча возвестил о пришествии Иисуса и крестил его. В Нагорной Проповеди Иисус Христос провозгласил Новый Закон;
29. Из среды нищих Иисус Христос избрал апостолов и основал Новую Церковь. Но самодовольные книжники, фарисеи, священники не приняли обновлений;
30. Иисус Христос сам положил жизнь свою, будучи послушным воле Отца. Он принес в жертву своё тело и свою кровь, заключив Новый и Вечный Завет, который и есть Новая Пасха;
31. Со смертью Иисуса Христа родилась Новая Церковь;
32. Иисус Христос воскрес и дал апостолам Обетование о душе.
Последние времена
33. Тайна Церкви – один дух объединяет всех верующих – истинных детей Адамовых;
34. Церковь – наша Святая Матерь. Она приносит Богу духовное служение. Литургия – бескровная жертва;
35. В свете Духа Святого – она Апостольская Церковь;
36. Она постоянно очищается покаянием;
37. Жизнь христианская – жизнь в лучах Воскресения;
38. Жизнь христианская – жизнь в любви;
39. Жизнь на земле – жизнь в надежде.
Конец времен
40. Небесный Иерусалим. Церковь ожидает Второго Пришествия и на Земле не имеет постоянного Града. И Пришествием будет Царство Небесное и там же место во славу Отца. Аминь.
Пророки
Книга Пророков по содержанию – это центральная часть Ветхого Завета. Библейские пророки не только предсказатели. Они признанные Богом. Они предтечи евангелистского Откровения. Они выступали в исключительные моменты.
Пастух Амос. 760-755 г.г. до н.э. Северное (Израиль) царство. Он говорит о связи Бога с человеком. Впервые записывает пророчества, которые обращены не только к народу Божию.
Пророк Осия. 750-740 г.г. до н.э. Самария, Север. Говорит не только о суде Божием, но и о его милосердии.
Пророк Исайя и «Бедняки Господни». Почти 50 лет был духовным отцом Иерусалима. Радость видения Бога для него омрачается сознанием несоответствия народа святости. «Бедняки Господни» - это люди, которые на могли нести в Храм богатых даров. Они стояли за духовное служение. Пророк Исайя стоял за укрепление Храма – знамение народа с Богом. В 622 г. в одном из тайников Храма была обнаружена рукопись Торы. Она соответствует Пятой книге Моисеевой Торы или Второзаконию. Отличие – жертвоприношение производится только в одном установленном месте.
После смерти Моисея Левиты повторили его выступление перед выходом из плена (это была устная Тора). Преданность Богу – в центре человеческой жизни.
Пророк Софония (Иерусалим, 640-622 г. до н.э.).
Пророк Иеремия-«крохи»-очеловечивание Бога. В 587 г. до н.э. Иерусалим был захвачен и разрушен. В огне погиб «Ковчег». Иеремия написал «Книгу утешения». Главное – свершится чудо, сердца людей, очищенные испытаниями и скорбями, обратятся к Богу. Бог обещает Новый Завет.
Пророк Езекия – Драма народа Господня в 3-х частях:
Грехопадение;
Разрушение Храма;
Покаяние и прощение.
Пророк-духовник Эзра. Если народ вернется к Торе, то он опять станет избранным. План: сначала народ ознакомить с Торой, а потом отдалить иудеев от других. После Эзры окончательно на смену пророкам приходят мудрецы и книжники.
Роль пророков: Закон (Тора) ориентирует на настоящее, пророки – на будущее.
Евреи разных народов
Насколько я запомнил стихотворение М.Алигер, там есть такие слова:
«... Кто же мы такие? - Мы – евреи!
Как ты смела это позабыть?!.»
Вот данные Института по изучению еврейства за 1995 год:
Всего евреев около 13 миллионов, в том числе:
США 5.6 млн.
Израиль 4.4 млн.
Франция 530 тыс.
Россия 410 тыс.
другие страны СНГ 750 тыс.
Канада 350 тыс.
Великобритания 300 тыс.
Остальные 600 тыс. (в том числе в Германии 52 тыс.)
Для сравнения – до войны
в Польше 3 млн.
в СССР 4.9 млн.
Думаю, что на сегодня (март 2000 года) уменьшилось число евреев в странах СНГ, т.к. это годы войны в Чечне, Таджикистане и в других местах.
В русский язык слово «еврей» попало из византийского «Эвриос» и древнегреческого «Эмвраос». А слово «Иудей» - из Иудейского царства.
Хазарский князь Булан в 700 году принял иудаизм.
Для ясности: Верховный суд здесь состоял из 7 судей –
Еврейских 2
Христианских 2
Мусульманских 2
Язычник 1
Итак, хазары исповедали несколько религий, а царство просуществовало 300 лет. В 1016 году было уничтожено совместно русскими и византийцами.
Ашкеназы: Собирательное название евреев, родившихся в Европе (или их потомки). Слово «Ашкиназы» - это «Германия» на идише. Оттуда они переселились на Восток (в Польшу, Россию, Венгрию, Прибалтику). Язык идиш – это северогерманский диалект. В конце 19 века ашкеназы составляли 94% евреев. Сейчас их около 85%. Сказалась Катастрофа.
Сефарды: Часть евреев, говорящие на Ладино (сефардский) – близкий к испанскому. Это потомки выходцев с Пиренеев. Живут в Северной Африке, Малой Азии (в т.ч. в Сирии, Египте, Иране), Португалии и немного – в Молдове.
Бухарские (среднеазиатские) евреи: Они проживали на территории Бухарского эмирата с 1747 г. Сейчас многие живут в городах Узбекистана. На Бухарском (еврейско-таджикском) диалекте называют себя «Яхуди» или «Исраэль».
Караимы: Прочитал давно и потерял статью. Еврейский автор считает их евреями, в то же время немцы их не репрессировали. Недавно прочитал, что Маршал Советского Союза Малиновский – караим.
Крымчаки: Жили в Крыму ещё до появления караимов. Появились во 2-м веке. Сейчас их около 2 тысяч (немцы уничтожили около 80%). На крымско-татарском диалекте называют себя «Бана Исраэль» - дети Израиля.
Лахлухи: На арамейском языке называют себя «Сроэль». Это выходцы из Иранского Азербайджана и Курдистана. В начале 20-х годов 20 в. переселились на Кавказ и в Алма-Ату. Часть из них в 18 в. приняли ислам и живут в Бухаре.
Горские евреи: Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия.
Грузинские евреи: Это грузины, принявшие более полутора тысяч лет назад иудаизм. Называют себя «Исраэли».
Таты: Татские евреи – это не горские евреи, но живут в Дагестане, Азербайджане.
Жиды: От греческого Йудайос. Это древнеславянское название. До конца 18 века не имело оскорбительного значения (что-то вроде «хохол» или «кацап»). У Владимира Даля: «Жиды, как шмели – все за одного стоят», «Господь и жидов манной кормил». Слово «Жидовин» чаще всего звучало в русских былинах, сказаниях, присловиях.
И всё это – евреи.
Ассимиляция евреев – это различные формы растворения евреев среди окружающих народов путем перенимания их культуры, языка, в последнее время – путем смешанных браков. Единства взглядов среди ассимилированных евреев нет. Одни считают, что могут стать полноправными гражданами той или иной страны, только отказавшись от своих веры, языка, обычаев, т.е. путем полного разрыва связи с еврейским народом. Другие же не идут так далеко, а отказываются только от еврейского воспитания и религии. Сионисты всегда видели в ассимиляции угрозу для существования нации. В Германии евреем считался тот, у кого в жилах течет даже одна восьмая еврейской крови.
В целом современная эпоха характеризуется двумя противоположными процессами среди европейской диаспоры: с одной стороны, происходит культурная ассимиляция, а с другой – усиливается национальное общение с Государством Израиль и осознание общности судьбы всего еврейского народа.
(Из рукописи)
______________________________________________________________________
|К читателю| |Воспоминания отца-1| |Воспоминания отца-2| |Проза| |Доцентские хроники| |Письма внуку| |Поэзия| |Контакты|
|Предисловие| |На чужбине| |Израиль-1| |Израиль-2| |Израиль-3| |Израиль-4| |Израиль-5|
|О себе-1| |О себе-2| |О себе-3| |О евреях| |История -Откровение| |Календарь и праздники| |Антисемитизм-1| |Антисемитизм-2| |Антисемитизм-3| |О религиях|
|Иудаизм и христианство-1| |Иудаизм и христианство-2| |Иудаизм и христианство-3|
|Иудаизм и христианство-4| |О религиях-2| |Приложения| |Заключение| |Послесловие|